Афиша ЯНВАРЬ 2022

ПОДРОБНЕЕ О СОБЫТИЯХ

10-30 ЯНВАРЯ 2022
Выставка работ Юлии Ерохиной

Искусство Юлии Ерохиной представляет собой особое экзистенциальное поле. Здесь много личного – идей, раздумий, но много и глобального – литературного, исторического, бытийного. В экспозиции около 20 произведений нескольких последних лет.
«Живописные полотна Юлии Ерохиной образуют не только пластическое, но и философское высказывание – внутренний диалог, непрерывный сценарий, нескончаемый маршрут, которым настойчиво и неукоснительно следует автор. Последнее порождает глубину. И творческая эмоция, напоённая ею, обретает устойчивую, внушительную силу», – отмечает А.С. Епишин, кандидат искусствоведения, член АИС (Ассоциации Искусствоведов).
Художница приглашает зрителя погрузиться в живописное пространство её картин, делясь своими наблюдениями об окружающей действительности. Название картин – это ключ для декодирования информации, зашифрованной в изображениях.
«Эффект наблюдателя» предполагает, что с помощью наблюдения неизбежно меняется состояние наблюдаемого объекта. Даже не предпринимая активных действий, мы меняем мир вокруг нас. Зритель становится наблюдателем, создавая воображаемую новую реальность,
декодируя изображения. Что хочет сказать картина именно Вам?
Открытие выставки состоится 13 января в 18.00.
Уточняйте о посещении: 84952235810

12 ЯНВАРЯ (СРЕДА) l 19.00
Показ документального фильма: Фатима — Россия: мост или стена?

Производство Blagovest Media International / 4L Communications, Ireland в 2020 году
Продолжительность — 40 минут
Озвучен на русском языке

Фильм снимался около 10 лет международной группой кинематографистов из Бельгии, России, Великобритании, Ирландии и Португалии с благословения тогдашнего епископа Лейрии - Фатимы Антонио Марто и ректора Санктуария Виргилио Антунеша.

Продюсер — Фил Маллали, Ирландия
Режиссёр — Ник Горячкин, Бельгия/Россия

В фильме использованы фрагменты из художественного фильма «13-й День», продюсер — Лео Хьюз, Великобритания

Этот фильм впервые обнажает вопрос, почему Явление Богородицы в Фатиме было не принято Русской Православной Церковью ни в 1917 году, ни потом, и не принято до сих пор. Причём неприятие это настолько жёсткое, что Фатима стала своего рода барьером общения двух ветвей христианства. Но именно в Фатиме Богородица поимённо говорила о России и её роли в будущем Церкви.

«Если просьбы Мои будут услышаны, Россия обратится, и люди познают покой; а нет, то заблуждения её распространятся по миру, будут войны и гонения на Церковь»

Сто лет спустя после Явления, вопрос обращения России остается поводом для самых крайних толкований Послания.

Создатели фильма видят во Втором Послании Фатимы призыв Святой Девы Марии к единству христиан, к единству в молитве. На пути к спасению две традиции обязательно пересекутся.

Православный мыслитель Владимир Зелинский так написал об этом: «И через это откровение Запада России, верно, должно произойти и встречное откровение - России Западу... Фатима - весть о мистической и провиденциальной встрече, которая все еще впереди нас и которая совершится под покровом Богоматери» («Русская Мысль», 17 мая 1991).

В фильме представлены мнения, часто диаметральные, католических и православных иерархов, историков, философов и политиков разных стран, диссидентов времен Советского Союза. Использованы уникальные хроникальные документы.

Фильм был показан на телеканалах США, Франции, Чехии и др.
Вход свободный.

14 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) | 19.00
Круглый стол-презентация на тему «Радикальная ортодоксия и перспективы современной русской теологии»

В издательстве Фонда «Теоэстетика» вышел главный труд британского философа и богослова Джона Милбанка «Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума».
На встрече обсудим значение этой книги для современного российского богословского контекста, расскажем о непростой истории перевода и поговорим о перспективах современного русского богословия вообще.
Участники:
• Евгений Белжеларский – теолог, философ, филолог, старший научный сотрудник и научный консультант «Русской экспертной школы», специалист по Радикальной ортодоксии;
• Протоиерей Владимир Шмалий – доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Преподаватель НИЯУ МИФИ;
• Дмитрий Узланер – религиовед, философ, социолог и публицист, главный редактор научного журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом». Директор Центра изучения религии при РАНХиГС при Президенте РФ. Научный сотрудник Московской высшей школы социальных и экономических наук;
• Александр Кырлежев – историк церкви, публицист, преподаватель, научный редактор журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», преподаватель Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви;
• Жан-Франсуа Тири – директор из-ва «Духовная библиотека», руководитель культурного центра «Покровские ворота»;
• Алексей Гагинский — старший научный сотрудник Института философии РАН, доцент кафедры богословия Московской духовной академии, директор фонда «Теоэстетика».
Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)

15 ЯНВАРЯ (СУББОТА) l 18.00
РОЖДЕСТВО!
Рождественское представление в двух частях для детей от 5-ти лет

Теневой спектакль по мотивам традиционного вертепа, в котором звучат народные песни, колядки, загадки, а также живая музыка.
Музыкальные инструменты самые разные - гусли, цитра, различные флейты, жалейка, бузуки (греческий инструмент наподобие мандолины), гонг, варган, а также трещотки, шумелки и звенелки.
Первая часть спектакля - традиционная: Мария, Иосиф, рождение Младенца Иисуса, поклонение трех волхвов, дворец царя Ирода...
Во второй части спектакля - мы отправляемся в Рождественское путешествие! Во многих странах празднуют Рождество. И везде по-своему.
Мы побываем в Польше, Италии, Франции, а также в других странах и узнаем о некоторых рождественских традициях и обрядах.
Продолжительность всего спектакля - 1 час.
Представление предназначено для любого возраста, начиная с 5 лет.
Художник, автор сценария и режиссер - Пронькин Андрей.

20 ЯНВАРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.30
Цикл лекций: Д. Бонхёффер – проповедник Евангелия в Третьем рейхе
Лекция 1 (обзорная). Дитрих Бонхёффер. Биография и богословие

Дитрих Бонхёффер (1906-1945) – известный немецкий лютеранский теолог и проповедник, творения которого до сегодняшнего дня не теряют своей актуальности и могут предложить почву для размышлений христианам всех конфессий. Богословие Бонхёффера тесно связано с историческими событиями, свидетелем и участником которых он стал. Поэтому первую лекцию, посвящённую этому теологу, мы посвятим его насыщенной биографии.

Случилось так, что период богословской зрелости Бонхёффера совпал по времени с установлением в Германии национал-социалистического режима. Осенью 1923 года Бонхёффер начинает изучать теологию в Тюбингенском университете; этой же осенью в Мюнхене происходит «Пивной путч» - первая неудачная попытка Гитлера захватить власть. В ноябре 1931 года Бонхёффер становится пастором; в феврале 1932 года Гитлер впервые участвует в выборах. К 1933 году заканчивает формироваться богословский стиль Бонхёффера, в этом же году Гитлер приходит к власти.

Установление национал-социалистического режима повлекло за собой раскол евангелических церквей на две неравные группы – т.н. «Немецких христиан», лояльных режиму и готовых приспосабливать евангельскую весть под нужды государственной идеологии, и «Исповедующую церковь», в которую вошли те немногие, кому следование за Христом оказалось дороже покровительства правящей партии. Одним из руководителей этой церкви становится Дитрих Бонхёффер. Летом 1935 года он открывает семинарию в Финкенвальде, где занимается подготовкой пасторов для Исповедующей церкви. Там же он читает лекции о «Nachfolge», т.е. о следовании за Христом, которые впоследствии легли в основу одноимённой книги. В сентябре 1937 года гестапо закрывает семинарию, Бонхёффер ещё два года продолжает обучение семинаристов подпольно, затем и это становится невозможным.

Летом 1939 года Бонхёффер уезжает в США, где ему предлагают переждать государственный террор, царивший в Германии, однако он почти сразу же понимает, что не сможет находится в стороне от событий, происходящих на родине, и через два месяца возвращается домой. С этого времени он вступает в связь с заговорщиками, готовившими государственный переворот. В этот же период, с 1939 по 1943 гг. он пишет книгу «Этика», где пытается богословски осмыслить происходящее. В апреле 1943 года Бонхёффера арестовывают, следующие два года он проводит в заключении, откуда пишет богословские письма, позже изданные в сборнике «Сопротивление и покорность». 9 апреля 1945 года Дитрих Бонхёффер был казнён в концлагере Флоссенбург. Место его захоронения не известно до сих пор.

Творения Бонхёффера начали переводить на русский язык лишь в 90-х годах. Хотя с тех пор прошло уже больше 30-ти лет, большая часть его текстов всё ещё неизвестна российскому читателю. Список русскоязычной литературы, посвящённой ему, также крайне скуден. Наши лекции ставят целью хотя бы немного наверстать это упущение. Мы уверены, что знакомство с Дитрихом Бонхёффером и его богословием может дать повод для размышлений каждому, кому интересен Иисус Христос.

О лекторе:
Лебедев Дмитрий, бакалавр теологии, выпускник богословского факультета ПСТГУ. Занимается изучением Дитриха Бонхёффера с 2018 года. В 2019 году защитил бакалаврскую диссертацию, посвящённую идее «безрелигиозного христианства», которая является центром богословских «писем из заключения» Д. Бонхёффера. В 2019-2020 гг. проходил стажировку в Гумбольдтском университете в Берлине, по итогам стажировки в журнале МДА «Библия и христианская древность» был опубликован библиографический обзор литературы, посвящённой наследию Бонхёффера. На данный момент занимается исследованием этических воззрений этого теолога в период с 1925 по 1937 года; занимается переводами произведений Бонхёффера, а также статей, посвящённых его богословию.

Даты лекций:
1. Дитрих Бонхёффер. Биография и богословие – 20 января в 19.30
2. Дитрих Бонхёффер как проповедник и экзегет – 17 февраля в 19.30
3. Этические воззрения Дитриха Бонхёффера – 17 марта в 19.30
4. "Безрелигиозное христианство" Дитриха Бонхёффера – 7 апреля в 19.30

Этот проект осуществляется совместно с «Общедоступным православным университетом Александра Меня».


Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)

21 ЯНВАРЯ (ПЯТНИЦА) | 19.00
Сквозь линзу времени: Понтифик - Апостол Мира

К 100-летию кончины Бенедикта XV понтифика Первой мировой войны, миротворца и спасителя миллионов пленных. По книге историка Наталии Зазулиной, с привлечением новых исторических данных.
Вечер организован совместно с Представительством Мальтийского Ордена в России.
Исследование историка, писателя, публициста Наталии Зазулиной посвящено Папе Римскому Бенедикту XV, чей понтификат пришелся на трагические годы Первой мировой войны. Сегодня имя Бенедикта XV мало кому известно. Эта книга - дань памяти понтифику - Апостолу Мира, пытавшемуся.спасти Европу, полыхавшую в страшном пожаре мировой катастрофы, и поздравление с 90-летием Папы на покое Бенедикта XVI.
Участники встречи:
Монс. Джованни Д'Аньелло, Апостольский Нунций в РФ
Наталья Зазулина, историк
Алексей Юдин, историк
Адриано Делл'Аста, славист
Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)

22 ЯНВАРЯ (СУББОТА) | 18.00
Презентация книги «Александр Мень» серии ЖЗЛ

В серии "Жизнь замечательных людей" издательства "Молодая Гвардия" вышла книга "Отец Александр Мень".

И действительно, отец Александр Мень (1935—1990) принадлежит к числу выдающихся людей России второй половины XX века. Можно сказать, что он стал духовным пастырем целого поколения и в глазах огромного числа людей был нравственным лидером страны. Редкостное понимание чужой души было особым даром отца Александра. Его горячую любовь почувствовал каждый из его духовных чад, к числу которых принадлежит и автор этой книги.

В этой презентации примут участие:

• Отец Александр Борисов, настоятель храма свв. Бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, друг и последователь отца Александра Меня;
• Павел Мень, брат отца Александра Меня, председатель Фонда имени Александра Меня;
• Анна Корнилова, доктор искусствоведения, племянница духовной наставницы о. Александра Меня Марии Витальевны Тепниной;
• Ольга Ерохина, журналист, прихожанка новодеревенской церкви с 1974 года;
• Евгений Рашковский, историк русской философской мысли, доктор исторических наук;
• Андрей Еремин, автор книги «Пастырь на рубеже веков» об о. Александре Мене, ранее служивший алтарником в церкви Сретения в Новой Деревне;
• Александр Герц, журналист, близкий друг семьи Куниных и Анастасии Ивановны Цветаевой;
• Михаил Кунин,. автор вышедшей книги.

МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ КУНИН (род. 1969) по образованию экономист-математик, кандидат экономических наук. Редактор-составитель мемуарного сборника «Дом Куниных» (М.: Издательский Дом «Композитор», 2006), двухтомного собрания стихотворных сочинений и переводов Е. Ф. Куниной «Столетие открытий» (М.: Юрайт, 2021) и других книг. Дебютировал в серии «Жизнь замечательных людей» в качестве автора книги «Отец Александр Мень». М. М. Кунин — автор серии «ЖЗЛ» в третьем поколении. Его дед, И. Ф. Кунин, историк и музыковед, является автором биографий композиторов Чайковского и Римского-Корсакова, вышедших в «ЖЗЛ» на рубеже 1950—1960-х гг.

Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)

23 ЯНВАРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 18.00
Вечер памяти Георгия Великанова

Георгий Великанов (13 июня 1982, Москва — 24 января 2018, Красногорск) — служитель Русской православной церкви, алтарник, катехизатор. Стал известен благодаря спасению упавшего на рельсы человека ценой своей жизни.
Участвуют:
протоиерей Александр Борисов,
иерей Григорий Геронимус,
дьякон Леонид Джалилов,
Анна Ильинична Шмаина-Великанова,
хор храма Всемилостивого Спаса в Митино
и хор храма прп. Серафима Саровского в Шелепихе.

Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)

25 ЯНВАРЯ (ВТОРНИК) | 19.00
Инклюзивность vs эксклюзивность

Фонд "Теоэстетика" представляет!

Давайте зададим друг другу честный вопрос о Церкви!

Зачем Церковь?
Подойти к этому вопросу значит набраться дерзновения и смелости перед множеством других проблем. Что значит определять себя как «Тело Христово»? Почему недостаточно просто быть «сакрально-полноценным» членом общины? Является ли церковный авторитет сегодня архаизмом и какова роль мирян? Ну и где наконец границы Церкви?

Церковное пограничье должно расцепить ограду для народа Божьего, чтобы тот был принят в Церковь без исключений – такова инклюзивная позиция анонимного автора телеграм-канала «Батюшка Лютер»;

Наряду с этим известны практики некоторых общин с институтом катехизации для обращаемых и строгим отношением к вхождению в церковное общение. На эксклюзивизме общины, свойственному ранне-христианской эпохе настаивает Дмитрий Гасак.

В новом диспуте столкнутся две церковные модели: инклюзивная «Батюшки Лютера» и эксклюзивная Дмитрия Гасака

«Батюшка Лютер» - впервые автор канала раскроет свое имя и представится публике.
Дмитрий Гасак – первый проректор Свято-Филаретовского института, преподаватель экклезиологии.

Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)

27 ЯНВАРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.00
Презентация книги «А вечность уже началась… Проповеди»
Автор: Протоиерей Геннадий Фаст

Книга проповедей отца Геннадия Фаста – это живое слово о Боге, доступное любому, даже самому неподготовленному читателю. Отец Геннадий, как добрый пастырь, пробуждает своим словом душу современного человека, опустошенного суетой, парализованного соблазнами. Проповеди отца Геннадия, преисполненные любовью и мудростью, иногда – доброй шуткой, а порой и строгостью, – не только зовут человека в Рай, но и приближают к нему.

Выдающийся проповедник протоиерей Геннадий Фаст, библеист и богослов, находит слова, понятные каждому, даже самому неподготовленному человеку. Как живая вода, омывающая ум и сердце, проповеди отца Геннадия проясняют самые важные смыслы. Они показывают путь к обретению вечной радости уже здесь, на земле. В настоящем сборнике представлены избранные проповеди, сформированные по темам. Тексты легко читаются, так как в них сохранен ритм устной речи. В заключение книги читатель найдет уникальные молитвенные песни, излившиеся из сердца отца Геннадия.

Цитаты
Если мы грешим, Бог далеко не всегда нас наказывает. Но если мы не прощаем грех ближнего, другого, то нас постигнет наказание за наш уже прощеный грех.

Господь Иисус переводит стрелки. Он нас учит не искать ближнего, а самому оказаться для кого-то ближним. Не ждать, когда тебе помогут, а самому кому-то помочь.

Причина не в том, что мы хотим другим зла; а в том, что добра сначала хотим себе, другой — на потом…

Для незнания Бога не обязательно быть откровенно атеистом, неверующим… Можно быть и просто человеком, далеким от Бога.

Издательство "Вольный странник". Книгу можно будет приобрести в нашем книжном магазине и подписать у автора.

Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)

30 ЯНВАРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 14.00
Цветовое конструирование действительности в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Лекция посвящена характеристике визуализации (не)зримой действительности в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Лектор расскажет о методологии и результатах своего научного исследования цветового кода романа. Внимание уделяется жёлтому, чёрному, белому и бледному цветам: определяется их герменевтическое поле, выявляются первичный (буквальный) и вторичный (иносказательный) смыслы. Ключом для декодирования цветового кода в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» предлагается рассматривать трактат И. В. Гёте «Учение о цвете. Теория познания».

О лекторе: Юлия Ерохина, доцент департамента теории права и межотраслевых юридических дисциплин факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, доцент, руководитель проектной группы «Право и искусство», член Профессионального союза художников России. К сфере её научных интересов относятся: семиотика права, церковное право, визуальная юриспруденция, право и искусство, право и литература, право и культура.

Вход свободный (при соблюдении антиковидных мер)