В предыдущем месяце
Афиша Август 2022
В следующем месяце
Афиша Октябрь 2022
ПОДРОБНЕЕ О СОБЫТИЯХ

9 СЕНТЯБРЯ (ПЯТНИЦА) | 19.00

Полифонический цикл для органа
«Ariadne Musica» немецкого композитора И.К.Ф. Фишера
в исполнении
Дарьи Борковской

Ariadne Musica — это полифонический цикл для органа немецкого композитора И.К.Ф. Фишера. Структура цикла представляет собой последовательность из 20 прелюдий и фуг, распределенных в тональностях по высотному принципу. В основе названия полифонического цикла лежит древнегреческий миф о Тесее, который находит выход из лабиринта Минотавра, используя клубок ниток, который дала ему Ариадна, дочь критского царя Миноса.

Исполняет Дарья Борковская — лауреат международных конкурсов, участница международных и российских фестивалей, участница ежегодных абонементных концертных циклов Московской консерватории, Московской филармонии, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Московского международного дома музыки, концертного комплекса «Зарядье», Российского Национального Музея музыки, Белорусской государственной филармонии, Казанской государственной филармонии, Новосибирской филармонии, «Galleria dell'Accademia», «Villa I Tatti» (Флоренция, Италия), «Museum di instrumenti antiqua» (г. Масса-Мариттима, Италия).

В 2010 году по инициативе Дарьи Борковской был создан ансамбль «Musica Tempora», ставший одним из ведущих российских коллективов, исполняющих музыку эпохи барокко.

О полифоническом цикле:

Впервые
сборник был издан в 1702 году, когда композитор находился на службе у маркграфа Л.В. Баденского в г.Шлакенверте, в Чехии.

Композитор посвятил произведение известному религиозному деятелю начала XVII века аббату Раймонду Вилтфорту.

Структура цикла представляет собой последовательность из 20 прелюдий и фуг, распределенных в тональностях по высотному принципу. Подобную идею использовал также Д. Букстехуде, организовав свои 18 прелюдий в 11 тональностях последовательно от до мажора до ля минора.

Высотный порядок пьес в сборнике усилен обрамлением фуг одного тона, открывая цикл прелюдией и фугой в До мажоре и завершая его в До миноре.

Этот момент связан с распространенной в эпоху барокко идеей лабиринта и поэтому наделён определенной сюжетностью, заключённой в названии: греческая богиня Ариадна словно даёт исполнителю "нить" как тональный ориентир в начале цикла, чтобы в конце "музыкального путешествия" вернутся к исходной точке, в виде одноименного минора.

10 СЕНТЯБРЯ (СУББОТА) | 17.00

Презентация книги Бориса Крячко
«Битые собаки»

Презентация книги Бориса Крячко «Битые собаки» (изд-во «Геликон Плюс», 2020)

«…Сознание моё, как у большинства моих соотечественников, развилось на ущербе лет, когда силы почти исчерпаны.
Один мой знакомый расплакался оттого, что добрался до Монтеня и до Писарева к семидесяти годам, а не к тридцати.
Я понимаю его огорчение. Но я также понимаю и того, кому нравятся зимние яблоки», -
Борис Крячко.


«Борис Юлианович Крячко (1930, Курская область, Красная Яруга — 1998, Эстония, Пярну) впервые заявил о себе как самобытный русский писатель в начале восьмидесятых, когда в Германии, в «Гранях», была опубликована его повесть «Битые собаки».
Он был человеком классически образованным, читал на европейских языках, хотя зарабатывать на жизнь приходилось «прикладными» профессиями — судоремонтником, истопником. Не случайно, наверное, в его прозе чувствуется сближение двух мироощущений — высокого и низкого, сближение естественное, интригующее и зачастую трагикомическое.
В прозе его видны этно- и географические очертания Средней Азии, Дальнего Востока, Эстонии. Но при этом сохраняется неизменная авторская сущность, сказавшаяся в языке — в семантических сдвигах, в характерном синтаксисе. Письмо его не спутать ни с чьим».

«Кажется, тот же Боря Штейн послал «Собачек» в Москву, и они попали в руки известному критику. Критик оприходовал рукопись в Литературной консультации, где за рецензии платили, похвалил в меру, посетовал на враждебность автора к «властям» и предложил враждебность поменять на терпимость. Если автор согласится, критик готов предложить повесть в журнал, где он сотрудничал.
… и он был трогательно смущён, видя, что образованные москвичи, прихожане отца Александра Меня, хорошо знакомы с его творчеством», - Александр Зорин.

«Но до батюшки его проза не дошла. Несколько копий, которые мы сделали, исчезли в самиздате. Дошёл он сам. Дважды — в Сретенский храм, в Новую деревню. Помню, каким сияющим и счастливым поднялся он с колен после исповеди…», - Владимир Крячко.

«Блистательный филолог, знаток языков, гид-переводчик; интеллектуал и чернорабочий-котельщик; одновременно «адмирал, король и несостоявшийся якобинец» — он испытал себя на земле от края до края: Средняя Азия, Дальний Восток, Камчатка, Балтика», - Людмила Глушковская «Оборванная сюита».

«…проза Бориса Крячко — самый нужный витамин после долгой изнуряющей зимы. Его языковое богатство и фонтанирующее словотворчество сравнимо разве что с лесковским, он великий мастер в передаче чужой речи, а собственный его голос настолько органичен и узнаваем, настолько уверен и гибок, что мало кого из современников можно поставить рядом с ним», - Дмитрий Быков.

18 СЕНТЯБРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 19.00

Концерт лауреатов международных конкурсов
Ирины Павлихиной
и Светланы Толстенок

Ирина Павлихина (скрипка) – участница международных фестивалей, среди которых «Моцартиана», «Квартетное искусство», «Классика в Кусково», «Россия-Франция», фестивалях, посвященных творчеству М. Вайнберга и Н. Метнера, Р. Шумана, В. Моцарта, «Ars Longa», «Московская осень»,I Международном Фестивале в г. Салацгриве (Латвия), II Международном фестивале им. Д. Шостаковича в г. Кургане, Фестивале «Autunno Musicale a Como» в Италии, многократно — в фестивалях в Кольмаре (Франция) и др.
С 2003 по 2021 гг. играла в Национальном Филармоническом Оркестре России под управлением Народного артиста России В. Спивакова, с которым гастролировала в США, Израиле, Японии, Китае, Германии, Франции, Бельгии, Голландии, Нидерландах, Австрии, Швейцарии, Чехии и других странах.

Светлана Толстенок – лауреат Всероссийского конкурса «Искусство звука» в Калининграде ( I премия) и лауреат Международного конкурса искусств «Время музыки» в Омске ( II премия). В 2017 году успешно прошёл концерт Светланы в Концертном зале Русского Духовно-культурного центра в Париже (Франция).
Светлана Толстенок ведёт активную концертную деятельность в городах России и за рубежом.

В программе:

  • М. Березовский (1745-1777) Соната До мажор для скрипки и фортепиано
  • А. Алябьев (1787-1851) — А.Вьетан (1820-1881) Фантазия на тему романса «Соловей»
  • А. Аренский (1861-1906) Серенада
  • А. Дворжак (1841-1904) Славянская фантазия
  • П. Чайковский (1840-1893) Пьесы из цикла «Времена года» для фортепиано
  • Размышление для скрипки и фортепиано
  • М. Мусоргский (1839-1881) Гопак
  • С. Рахманинов (1873-1943) Вокализ
  • С. Прокофьев (1891-1953) Монтекки и Капулетти из балета «Ромео и Джульетта»
  • Вальс из оперы «Война и мир»
  • Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»