АФИША МАЙ 2019

ПОДРОБНЕЕ О СОБЫТИЯХ

6 МАЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) - 2 ИЮНЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ)
Выставка Николая Белоногова

НА БЕРЕГУ ЛОВАТИ

На речном берегу лежал Николай Белоногов, и река текла, и то золото, то темнота сменялись в ней, и пчёлы направлялись в ульи, потому что был уже вечер, а, возможно, наоборот, наступало утро, и они вылетали, приветствуя новый день. Молчаливые рыбы первых дней творения – первые рыбы в ненаселённом океане – пересекали его, взирали на твердь сквозь воду, в преломляющемся свете, и тяжёлые лиственные кипы качались над тихими берегами, где – вдоль всего песчаного окоема, куда не глянь, по всему берегу – зеленели, алели, желтели тяжёлые яблоки. Некоторые из них падали, катились по берегу, падали в воду, однако рыбы не ели их, отталкивали упругими хвостами, уходили на дно.

– Я – Николай Белоногов. Пять лет живу в деревне Ходыни Новгородской области. Родился в Питере, вырос в семье художников. С детства мечтал уехать из города и жить на берегу реки в безлюдном месте. Можно сказать, что мечта моя осуществлена. Деревенька наша – практически хутор. Зимует тут только четыре дома. Жителей практически нет. Места красивейшие. Дом мой на берегу волшебной речки Ловать.

Люди с закрытыми глазами открывали крошечную дверцу в голове Николая Белогоногова, и проходили сквозь нее. Возможно, они хотели бы устроить там городок в табакерке, да, прямо там, в голове Николая Белоногова, но все же выходили через другую дверь: зеркальные отражения давно ушедших людей, существующие где-то между зримыми и ясными отражениями комода и цветка, – уходили в туманы, просвечивали огнями падающих звезд.

– С детства я нахожусь в процессе творчества и не делю свою жизнь на стороны: эта творческая, а эта нет. Когда я не пишу картины, я всё равно творю. Не знаю, как это описать: это безостановочный процесс, он происходит сейчас, и происходил всегда; можно сказать, что я фантазёр или сказочник, философ, наблюдатель. Я наблюдаю за творением вокруг меня и принимаю участие в нём – как могу.

Мои картины – только слабое отражение того, что происходит в моём сознании и душе. Нет средств выразить, что я чувствую и переживаю. Мои картины – попытка передать хоть малую часть моих переживаний и открытий.

От реки, где спал Николай Белоногов, парусник Старого Капитана плыл к Мальстрему. Водоворот же вворачивался в земную тверь, расточая ее глубины, проникая на другую сторону, где капли рассыпались незримыми созвездиями. Порой на них – с разных звезд – трубили рога, гулко и шумно. Вероятно, там шли битвы, и полководцы ожидали подмоги, которая медлила, потому что закованное в латы воинство замерло на грани тучи – как молния, которая повергнет мир в золото.

– Стараюсь очень бережно относиться к зрителю, подавать ему свои переживания в самой нежной форме, отдать самое лучшее, что есть во мне, а худшее спрятать как можно глубже. Зритель для меня наиболее важен. Вижу своей задачей продвинуть его духовно и душевно хоть чуть-чуть, хоть самую малость вперёд и вверх. Вполне понимаю «современное искусство» с его жёсткими, вызывающими формами, с его провокациями и революционностью, но это не мой путь. Борьба меня не интересует. Мне больше нравится интимный разговор с глазу на глаз, личная беседа. Радуюсь, когда удаётся тронуть лучшие струнки души у моего собеседника, хоть чем-то помочь, поддержать. По реакции зрителей вижу, что иногда это мне удаётся, что приносит мне успокоение и радость.

По темному городу шёл высокий худой человек, порой он падал, его длинное чёрное пальто было все в снегу. Он проходил мимо вывесок, манящих, чудесных вывесок, но в городе уже почти ничего не было, в мёртвом, голодающем городе – только эти буквы, и где-то в глубине подземных труб собиралось яркое подземное золото: будто, город, процеженный сквозь сито, отвердевал в его совершенном сиянии, удивительной гармонии. Человек в черном пальто падал, заблудившаяся снежинка кружила над его головой, над рекой.

– Отношусь к своим картинам очень серьёзно, считаю, что именно за эту часть своей жизни буду нести ответственность перед Творцом. Живопись для меня не хобби, не развлечение, не отдых, она очень тяжело мне даётся: и физически, и морально. Это главное дело моей жизни. Мой разговор с человечеством и Творцом. Остальное – суета.

Царства Золотое, Серебряное и Медное катились клубками, а над ними парил Финист Ясный Сокол. Медное расточилось на мелкую монету, забренчало копейками – их собрал бедняк, отнес в кабак. Серебряное гудело трубами и раздувалось парусами – но ушло в туман над травами перед восходом солнца, в нем ходили прозрачные девы, собирали целебные травы. А золотое – оно катилось и катилось – к человеку, который протянул ладонь на другом крае земли. Некогда оно упадёт ему в руку, и кесареву воздастся кесарево.

– Про последнюю серию картин могу сказать следующее: в последние годы много думал про историю живописи, её истоки. В частности, про византийскую традицию письма икон, которая тянется из Греции и Египта. Особенно меня интересуют золотые фоны в изображении, их смыслы и применение. Потом услышал фразу: «дух творит форму». Подумалось: если дух творит форму, то как? Скажем, что на иконах золотой фон – это символ присутствия духа везде, значит, ему для творчества надо делать в себе «дыры», пустоты. Если приглядеться к моим работам, можно увидеть, что все персонажи и предметы находятся в «дырах», как бы подвешены. Меня очаровали свойства золотых фонов, писать на них чрезвычайно сложно, выдерживать тональную гармонию почти невозможно. Сюжеты важны, но и прием тоже, может быть, в этой серии он даже важнее...

Николай Белоногов лежал на берегу, в тени – посреди заката, посреди листопада. Рыбаки выбирали сети, отправлялись домой – туда, где в окне был свет.

Максим Шмырев.

6 МАЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) | 19.00
Понятие личности: западный и восточный подходы.

Пятая встреча с Артемием Сафьяном в рамках его философского цикла.
Личность является одной из центральных категорий, как в восточном, так и в западном христианстве. В чем схожесть и отличие этих двух традиций? И возможен ли их синтез?

Вход свободный.

7 МАЯ (ВТОРНИК) | 19.00
КЛУБ В ПОИСКАХ СМЫСЛА.

Наши друзья и партнёры - Свято-Филаретовский православно-христианский институт - продолжают лекции лекции Клуба в поисках смысла.

Человеку интересен человек. На протяжении тысячелетий мы смотрим друг на друга и пытаемся понять, чем живёт кто-то другой, отражается ли его душа в лице, как в зеркале? Размышляя над этим вопросом, обратимся к художественному творчеству и попробуем увидеть, как в скульптуре, на картине или в иконе лицо иногда показывает не душу человека, а её отсутствие или, напротив, отображает откровение о человеке, его лик.

Попробуем разглядеть и осмыслить эту жизнь души, ее проявление в лицах, личинах и ликах во время виртуальной экскурсии по Третьяковской галерее вместе с искусствоведом Александром Михайловичем Копировским.

Александр Михайлович Копировский, автор уникальных лекций по искусству, профессор кафедры философии, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин СФИ, кандидат педагогических наук.

Стоимость входного билета – 350 руб.
В книжном магазине СФИ (ул. Покровка, 29) или на timepad
Тел: +7 926 529 39 26, Яна club@sfi.ru

10 МАЯ (ПЯТНИЦА) | 19.00
КАМЕРНЫЕ СОБРАНИЯ

КОНЦЕРТ!
Исполнители:
Сергей Терехов (фортепиано)
Солисты оркестра Большого театра России:
Кирилл Филатов (скрипка)
Светлана Микляева (скрипка)
Екатерина Котомина (альт)
Вячеслав Чухнов (виолончель).
В программе:
И. С. Бах
Концерт для клавира с оркестром ля мажор, BWV 1055
Концерт для клавира с оркестром ми мажор, BWV 1053
Р. Шуман
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано
ми-бемоль мажор, соч. 44
вход свободный

15 МАЯ (СРЕДА) I 20.00
Концерт, посвящённый творчеству современного композитора

Проект SUBTOTAL снова представляет композитора современности - Антона Прищепу.

SUBTOTAL— это творческое объединение, которое только начинает пускать свои «корни» будущего в настоящее бытие.
SUBTOTAL предлагает «живые» встречи с лучшими мастерами современности.
Художники, композиторы, фотографы, архитекторы и режиссёры – это люди, здесь и сейчас, которые ткут полотно своего творчества, раскрашивая нашу обыденность. Мы все спим, завтракаем-обедаем-ужинаем, ходим на учёбу и работу, растим детей, помогаем старшим, встречаемся с друзьями, слушаем музыку, смотрим фильмы, идём на выставку. Тогда мы встречаемся с творчеством мастеров, но их самих мы видим не всегда. И не всегда понимаем, что всё, создаваемое в реальном времени нашей жизни – в это мгновение, в эту секунду – и есть самое главное. И оно бесконечно. Пока мы живём.

Антон Прищепа родился в 1983 году в Москве. В возрасте 5 лет начал сочинять музыку. С 1990 года учился в МССМШ им.Гнесиных в классе кларнета доцента Николая Васильевича Волкова. Несколько позже к этому добавились занятия в классе специального фортепиано Марианны Шалитаевой и в классе композиции Владимира Довганя. За время обучения в школе стал лауреатом нескольких международных юношеских конкурсов («Классический камерный ансамбль» 1993 г., «Хрустальный Камертон» 2000 г. и др.) как кларнетист и композитор.

После окончания школы в 2001 г. продолжил обучение в Российской Академии Музыки им. Гнесиных по двум специальностям: кларнет (класс Николая Волкова) и композиция (класс профессора Кирилла Волкова). В 2001 году становится победителем III конкурса молодых композиторов «Хрустальный Камертон» в номинации «Инструментальная музыка» а также Конкурса импровизаторов.

В 2002 году Антону Прищепе присуждена I премия Первого международного конкурса композиторов им. Скрябина.

Окончил РАМ им. Гнесиных в 2006 году, а также аспирантуру в 2009.

Как исполнитель (кларнетист и пианист) Антон Прищепа в основном работает в области камерной музыки, хотя эпизодически играет в различных оркестрах и как солист. Является постоянным участником нескольких коллективов, стилистическая направленность которых колеблется от классики до джаза и рок-музыки.
С 2005 года участник Ансамбля солистов «Классика Арт».
С 2004 года играет в ансамбле «Добровольный Оркестр», сочетающем в своем творчестве различные стили и жанры. Сотрудничает с проектом «Павел Фахртдинов Сотоварищи».

Принимал участие в записи нескольких компакт-дисков. В 2005 году для компании Naxos осуществлена запись Концерта для кларнета с оркестром Б.А.Чайковского (дирижер — Тимур Мынбаев).

Антон Прищепа стал первым исполнителем многих произведений современных авторов, некоторые из которых посвящены ему. В частности, Камерная симфония № 2 «Сизифова проза» Павла Маркелова, записанная на CD в 2005 году совместно с «Доминант-Квартетом».

Антон Прищепа автор многих произведений в различных жанрах. Им написаны Концерты для Трубы и оркестра (2004 г.), Флейты и Кларнета с оркестром (2009 г.), Квартет для струнных и фортепиано (2004-2011 гг.), Квинтет для деревянных духовых (2005 г.), две Сонаты для кларнета и фортепиано.
В 2007 году австрийской компанией Relief выпущен диск «A Tribute to Boris Tchaikovsky: Modern Russian Music for Winds», в который, в частности, вошло сочинение Прищепы «Двое» для кларнета и виолончели.
Также Антон автор музыки к нескольким фильмам, вокальных и джазовых композиций. Активно гастролирует в городах России и Европы.
В декабре 2012 года стал обладателем Гран-При конкурса камерной музыки им. В. Витти в г. Кастеллано-Гротте, Италия (в трио с Александром и Ольгой Посикера). В рамках конкурса состоялась премьера Trio-Racconto Антона Прищепы для кларнета, фагота и фортепиано.

Антон Прищепа - преподаватель по классу кларнета, композиции, истории исполнительского искусства;
заведующий отделением оркестровых духовых и ударных инструментов и отделом деревянных духовых инструментов в МССМШ (колледж) имени Гнесиных.

17 МАЯ (ПЯТНИЦА) | 19.00
Ансамбль старинной музыки «Musica Тempora» представляет

В концерте прозвучат сонаты для одной и двух скрипок и basso continuo итальянских авторов 18 века:
А. Корелли,
Дж. Тартити,
Ф. Верачини,
клавирные транскрипции скрипичных сонат Ф. Джеминиани,
а также скрипичные сонаты из сборника 1681 года И.Ф.И.Бибера.

Солисты:
Ирина Рабчевская, Екатерина Катанова /барочная скрипка/,
Дарья Борковская /клавесин/.

19 МАЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 19.00
Театр

Свято-Петровская школа представляет: Макбет!
Классическая постановка по произведению Уильяма Шекспира.
Вход свободный.

20 МАЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) | 19.00
ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ УХОД?

Что такое долговременный уход и почему за организацией помощи тяжелобольным и пожилым людям важно увидеть живого человека.
Как понять что нужно человеку в конкретной ситуации?
Как помочь человеку, чья болезнь длится не один месяц, а то и не один год?

На лекции мы поговорим о современных подходах к долговременному уходу, об отличиях российского опыта от европейского и подумаем как лучше организовать преемственность помощи.

Лектор — Елизавета Олескина, руководитель благотворительного фонда «Старость в радость». Фонд помогает пожилым людям и инвалидам в домах престарелых, старается уменьшить тот эмоциональный вакуум, в котором оказываются старики после попадания в интернат.

Билеты в книжном магазине СФИ, стоимость 350 руб. Тел. +7 (926) 529–39–26

21 МАЯ (ВТОРНИК) | 19.30
Презентация книги Василия Цветкова. Встреча с автором

Мы рады Вас пригласить на встречу с известным историком, доктором исторических наук Василием Жановичем Цветковым, который представит переиздание своего 2х-томника «Белое дело в России. 1917- 1922 гг.»

Данное издание является на сегодняшний день самым фундаментальным и подробным исследование военно-политических вопросов, которые приходилось решать Белым Армиям и их вождям в ходе Гражданской войны в России.

В первом томе издания рассматривается проблемы формирования и развития политических структур Белого движения. Начиная от падения монархии к установлению власти Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака, и кончая апогеем Белой борьбы в 1919 м году - московской директивы генерала Деникина и походом на Москву. Подробно анализируются вопросы формирования политической программы Белых, а также организации широкой антибольшевистской коалиции различных политических сил России.

В ходе встречи Вы сможете задать вопросы В.Ж.Цветкову и получить автограф.

Вход свободный.

23 МАЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.00
Христиане в Алжире – среди мусульман.

Встреча посвящена драматическим событиям в Алжире в 90-х годах 20 века и тому, как они отражаются в жизни алжирского народа сегодня.

В вечере принимают участие:
- иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине, историк,
- супруги Ольга Матасова и Джемиль Мохаммед, которые были свидетелями разных событий в Алжире.

Будет показан получасовой документальный фильм «Свидетели высшей любви. 19 мучеников Алжира» (производство NET FOR GOD, 2018г.)

Этот фильм был сделан в связи с причислением к лику преподобномучеников епископа Петра и 18-ти монахов и монахинь в Оране (Алжир) 8 декабря 2018 года.
В нём рассказывается о духовном пути 19 монахов и монахинь, убитых в „черное десятилетие" 1990-х годов в Алжире. Несмотря на угрозы, они решили остаться в стране из любви к алжирскому народу, к своим друзьям мусульманам.

В фильме мы услышим:
сестру Шанталь Галише, выжившую после теракта,
о. Жана-Пьера Шумахера, последнего оставшегося в живых монаха-трапписта из Тибирина,
епископа Анри Тессье, архиепископ Алжира 1988-2008, лично знавшего всех 19 мучеников.

Встреча организована совместно c Международным Экуменическим братством NET FOR GOD.

Вход свободный.

24 МАЯ (ПЯТНИЦА) | 19.00
Презентация новой книги протоиерея Георгия Завершинского

«Пасхальный мотив»
(Издательство «Новое небо»).
«Душа поет... даже не сознавая, отчего ей так хорошо. О чем она поет?
Что за мотив самый любимый для души человека? Какую мелодию она никогда не забудет, лишь однажды услышав ее?
Эта мелодия звучит не в концертных залах и не на студийных записях. Где же тогда?
Оказывается, не нужно иметь особого музыкального слуха и ноты разбирать тоже не обязательно, чтобы взять и запеть... пасхальный мотив.»

Вход свободный

27 МАЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) | 19.00
Встреча с профессором Филипом Мамалакисом (США) и
презентация книги «Икона и газонокосилка. Принципы воспитания»

Профессор Филип Мамалакис – магистр богословия Греческой Православной Богословской семинарии Святого Креста в Бостоне, имеет докторскую степень по детскому развитию и психологии семейной жизни. Вместе со своей женой Джорджией и семью детьми он проживает в Бостоне и преподает в семинарии Святого Креста (HolyCrossSeminary). В своей частной практике в Ньютоне, штат Массачусетс, он работает с клиентами индивидуально, с парами и целыми семьями. У него 21-летний опыт проведения семинаров для родителей и супружеских пар. Его книга «Parenting Towardthe Kingdom» стала бестселлером в США и уже переведена на румынский, эстонский и греческий языки. В январе 2019 года издательство «Даръ» совместно со Школой Св. Иоанна Богослова (Таллинн, Эстония) выпустили русский перевод книги с названием «Икона и газонокосилка. Принципы воспитания».

В этой книге профессор Филип Мамалакис представляет свой уникальный подход к воспитанию, объединяющий библейские принципы и лучшие достижения современной психологии и педагогики.
Цель книги — помочь родителям понять, как ежедневные проблемы воспитания соотносятся с нашим путем ко Христу и путем нашего ребенка ко Христу. Она рассказывает, как не потерять в процессе главный ориентир, главную цель жизни верующего человека — спасение души, предлагая при этом действенные и остроумные приемы решения проблем повседневной жизни.

«Дети – это не задачи, которые надо решить, но личности, которых надо любить и направлять. Эта книга – путеводитель к пониманию, что происходит с ребенком и как эффективно реагировать на трудности, с которыми мы ежедневно сталкиваемся как родители. Воспитание заключается в любви и направлении наших детей через эти самые трудности, а не в установлении контроля над их поведением» (Филип Мамалакис).

По словам протоиерея Алексия Уминского, автора вступительного слова, эта книга «ломает все наши сформировавшиеся стереотипы и показывает новый свежий христианский педагогический взгляд».

Профессор Филип Мамалакис лично представит российским читателям свою книгу и свой уникальный подход к христианскому воспитанию.

Во встрече примут участие
протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, автор вступительного слова,
и Ирина Пярт, старший научный сотрудник тартуского университета, один из учредителей школы Св. Иоанна Богослова, инициатор и вдохновитель проекта перевода книги на русский язык и издания ее в России.


Каждый пришедший на встречу откроет для себя множество новых и неожиданных подходов к семейной педагогике.

Вход свободный.

29 МАЯ (СРЕДА) | 19.00
Семья и психология.
Семейный клуб Михаила и Екатерины Бурмистровых.

Мы живём во время всеобщей психологизации
Невероятное ранее количество книг, журналов, статей, видео.
Интернет позволил любому человеку, одним движением нырнуть в огромное море психологической информации.
Все чаще люди идут сами и ведут своих детей к психологам, консультантам, психотерапевтам.

«У Миши в школе проблемы. Надо пойти к психологу».
«Слушай, ты сам на себя не похож. наверное у тебя депрессия. сходил бы ты на консультацию».
«Ты меня не слышишь, с тобой невозможно поговорить, ты обесцениваешь мои высказывания. Выбирай, или мы идём к семейному психотерапевту, или давай разводиться».

Мы приглашаем поговорить о семье, о семейных отношениях - как влияет на нас психология?
Что меняется в нашей жизни из-за распространения психологических знаний?
Что происходит в понимании себя и близких?

Семья всё больше зависит от специалистов, всё больше раскрывает своё внутреннее пространство для вмешательства со стороны. И действительно, иногда помощь психолога семье очень нужна и очень полезна.

В конце встречи – чаепитие и свободное общение со спикерами.

Очное участие 300 рублей.

30 МАЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.00
ОЛЕГ ОХАПКИН В ПАРАЛЛЕЛЬНОМ «БРОНЗОВОМ ВЕКЕ»

Советское «зазеркалье» 1960-1980-х годов только сейчас становится реальностью для читающей публики. Как произошло, что советских диссидентов ещё помнят, главный из них –А.И.Солженицын – герой нашего времени, а десятки поэтов, писателей, художников, учёных из чьей среды он вышел, в зоне умолчания. Эпоха не осмыслена. Что сделано ими – не оценено.

Издатель из Петербурга, журналист Татьяна Ковалькова, вдова поэта Олега Охапкина – одного из лидеров Бронзового века русской литературы, представит альманах «Охапкинские чтения», издающийся в Петербурге с 2015 года. Альманах показывает явление неподцензурной (второй, андеграундной) культуры 1950-80-х годов, как единый органичный процесс, его авторы осмысляют это явление в историческом и философском контексте.

Художник альманаха — Дмитрий Шагин, дизайнер — Ксения Охапкина. Литературная концепция — Татьяны Ковальковой-Охапкиной.

На презентации будет представлены книги с текстами Олега Охапкина, изданные НП «Русская культура», а также 2 номера альманаха «Охапкинские чтения».

Встреча пройдёт в формате «круглого стола», в котором также примут участие:
профессор РГГУ Александр Марков,
протоиерей Владимир Соколов.
поэт и критик Игорь Гулин,
критик, председатель жюри премии А.Пятигорского Ксения Голубович,
директор библиотеки искусств А.Боголюбова Владимир Семёнов.

Вход свободный.