Церковь–склад, церковь–клуб, церковь–общежитие - московские храмы в 1920-30-е годы
После выхода в 1918 году Декрета об отделении церкви от государства, церковь как институт сначала потеряла свой статус, а вскоре стала терять и свои храмы. Несмотря на то, что по закону религиозные общины имели право использовать здания церквей для богослужений, власти под разными предлогами начали разрушать храмы или же переоборудовать их под склады, мастерские, клубы, цеха, общежития и различные учреждения. Позднее, постановление ВЦИК и СНК от 1929 г. "О религиозных объединениях" резко ускорило этот процесс.
В Страстном монастыре расположился антирелигиозный музей союза безбожников СССР, храм Климента в Климентовском переулке передали рабочему ЖСК, лютеранский кафедральный собор Петра и Павла занял кинотеатр "Арктика", храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках стал общежитием НКВД, а храм Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе приспособили под склад чая. Как именно был организован процесс отъема и передачи храмов?
Кто его инициировал, в каких ведомствах принимали решения, кто подписывал документы, как применяли постановление 1929 и каким образом общины пытались отстоять свои права, а музейщики и реставраторы - исторические и культурные памятники?
Анна Марголис, сотрудник проекта "Это прямо здесь" Международного Мемориала, расскажет о судьбе религиозных зданий Москвы, а также о Михаиле Богоявленском, авторе многотомного самиздатовского справочника московских храмов, который он составил в 1960-1970-х гг. и который недавно поступил в архив Мемориала.
Во второй части лекции показано небольшое видеоинтервью с режиссером Георгием Павловичем Ансимовым, сыном московского священника и новомученика Павла Ансимова, расстрелянного в 1937 году.