Афиша АВГУСТ 2024

В предыдущем месяце
Афиша Июль 2024
В следующем месяце
Афиша Сентябрь 2024
ПОДРОБНЕЕ О СОБЫТИЯХ

30 АВГУСТА (ПЯТНИЦА) | 19.00

Творческий вечер
«Музыка для трех
и четырех»

Вот и (почти) закончилось лето. Как его проводить?
Конечно, музыкой!

Конец лета 1788 года выдался очень плодотворным для Моцарта. Он дописал не только три своих последних симфонии (№ 39-41), но и почти закончил работу над дивертисментом для струнного трио, который сочинил для своего брата по масонской ложе и постоянного кредитора Иоганна Михаэля Пухберга. Хотя дивертисмент — самое что ни на есть камерное произведение, трио Моцарта не выглядит таковым, как будто бы и не трио вовсе.

Премьера трио состоялась в Дрездене 13 апреля 1789 года, сам Моцарт играл на альте и остался страшно недоволен: «Исполнено было слишком шумно» — сообщал он о своих впечатлениях в письме. Последующие исполнения не вызывали особых восторгов у публики. Дивертисмент считали слишком долгим, типичной тягучей и напыщенной музыкой XVIII века, большинство слушателей впечатляло только Адажио.

В 1930-е годы трио Моцарта оценили по-настоящему: швейцарский художник Альфред Пеллегрини, услышавший премьеру дивертисмента в Базеле в 1931 году, настолько проникся музыкой, что написал картину: квартет Буша, играющий трио Моцарта. Другой Альфред, Эйнштейн, музыковед и биограф Моцарта, считал, что трио — «самое совершенное, самое изысканное из существующих на нашей земле», и что «каждый инструмент здесь – «первый среди равных», каждая нота говорит, каждый звук — вклад в совершенное интеллектуально-чувственное звучание».
Это Эйнштейну, изучившему все наследие Моцарта, не только музыкальное, но и все — от писем до векселей — принадлежит фраза: «Моцарт никогда не писал «для вечности», и именно потому в большинстве случаев творит для нее».

Сложно найти камерную музыку, подобно трио Моцарта, которая по своей мощи и глубине напоминает симфонию. Нам показалось, что в этом с Моцартом может соперничать только И. Брамс, поэтому вторым произведением для нашей программы выбрали его «Фортепианный квартет соль минор».

Молодой Брамс находился в постоянном творческом поиске, активно экспериментировал и искал свой музыкальный стиль. Над своим первым фортепианным квартетом Брамс работал долго и завершил его не сразу: начал в конце 1855 года, а летом 1856-го в жизни Брамса произошла трагедия — умер его близкий друг, композитор Роберт Шуман. Брамс глубоко переживал потерю и завершил работу только в 1861 году по настоянию Клары Шуман, великолепной пианистки, вдовы Шумана и своей музы. В том же году Клара, вместе с участниками Hellmesberger-квартета, исполнила Квартет Брамса на одном из своих концертов в Гамбурге. Вдохновлённый успехом премьеры, Брамс и сам через год сыграл свой квартет в Вене, с теми же музыкантами. Если бы не Клара, не её забота о Брамсе как об одном из своих детей, «большом ребёнке», многие его произведения так и не увидели бы свет: он быстро воспламенялся, быстро остывал и сам бы ни за что не довел свои замыслы до конца.

В квартете Брамса камерная интимность сочетается с симфонической мощью, элегия и бурные порывы эмоций переплетаются в уникальной «брамсовской тональности». Финал квартета наполнен венгерским духом, предвосхищая будущие произведения Брамса.

Очень ждем вас в последнюю пятницу лета, чтобы замедлить убегающий август и прикоснуться к яркой, как лето, музыке Моцарта и Брамса.

В программе:
В. А. Моцарт. Дивертисмент для струнного трио ми бемоль мажор;
И. Брамс. Фортепианный квартет №1 соль минор.

Исполняют лауреаты международных конкурсов:
Марианна Тертерян – скрипка;
Сергей Тищенко – альт;
Сергей Ананич – виолончель;
Дмитрий Винник – фортепиано.