АФИША МАРТА 2020

ПОДРОБНЕЕ О СОБЫТИЯХ

2 МАРТА (ПОНЕДЕЛЬНИК) l 19.00
Почему прервался процесс секуляризации?

Лекция, презентация и обсуждение книги Дмитрия Узланера
«Конец религии? История теории секуляризации» (ИД ВШЭ, 2019).

Обращение вспять процесса секуляризации, то есть процесса утраты религией своей социальной значимости, стало одним из главных сюрпризов последней четверти XX века. Американский социолог Питер Бергер называл этот процесс в числе четырех глобальных трансформаций, которые были полностью просмотрены социальными науками.
В докладе речь пойдет о причинах этого поворота обратно к религии.
О том, почему он не был предсказан исследователями религии.
Почему и в чём заблуждались некогда влиятельные теоретики секуляризации.
Остались ли в теории секуляризации какие-то полезные положения.
И что происходит с религией и попытками осмысления её трансформаций сегодня.

Дмитрий Узла́нер — российский религиовед, философ, социолог и публицист, специалист по современным религиозным процессам, десекуляризации и постсекуляризму. Кандидат философских наук, доцент. Главный редактор научного журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом».

Книгу можно будет приобрести в нашем книжном магазине и подписать у автора.
Вход свободный.

3 МАРТА (ВТОРНИК) | 19.30
Musikalisches opfer

Прозвучит программа «Musikalisches opfer», что в переводе с немецкого означает «Музыкальное приношение»— это музыкальный подарок от солистов ансамбля Musica tempora одному из самых знаменитых композиторов эпохи барокко – Иоганну Себастьяну Баху к его юбилейным датам.
✏️На концерте будут исполнены лучшие инструментальные сочинения композитора, а также произведения современников, композиторов, которые сопровождали И. С. Баха на разных этапах его творческого пути.
✏️Необычные ансамблевые сочетания и редкие инструментальные транскрипции — все это вы сможете услышать в одном из самых прекрасных камерных залов Москвы, в старинном особняке на Покровке.

Исполнители:
Екатерина Дрязжина (траверсфлейта),
Сергей Полтавский (виоль д'амур, альт),
Руст Позюмский (виола да гамба),
Дарья Борковская (клавесин).

6 МАРТА (ПЯТНИЦА) l 19.00
Концерт- поздравление от артистов Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского

В программе:

1 отделение - "Весенняя классика"

Антонио Вивальди "Весна"
Жюль Массне "Размышление"
Хакан Али Токер "Надежда"
Пабло Сарасате "Андалузский романс"
Иоганн Штраус "Весенние голоса"

2 отделение - "История танго"

Жорж Бизе Хабанера из оперы "Кармен"
Херардо Родригес "Кумпарсита"
Якоб Гаде "Ревность"
Карлос Гардель "Запах женщины"
Астор Пьяццолла "Либертанго"

Исполняют:

Артисты Большого Симфонического Оркестра им. П. И. Чайковского:
Игорь Балашов – первая скрипка
Владимир Спектор – вторая скрипка
Игорь Бурский – альт
Сергей Булгадарян – виолончель
Кирилл Соболев – контрабас
Наталья Коршунова - фортепиано

9 МАРТА (ПОНЕДЕЛЬНИК) | 19.00
От песни к мессе

В 15-16 веках развилась такая форма мессы, cantus firmus, т.е. месса, в основе полифонического развития которой, лежал один мотив. Часто таким мотивом становилась популярная в то время песня, зачастую совсем недуховного содержания.
В нашей программе прозвучат популярные в 16-ом веке песни, которые были положены в основу месс и фрагменты этих самых месс.

Уникальность программы заключается в том, что музыка будет исполняться тремя консортами - вокальным, блок-флейтовым и виольным.

Консорт – это несколько однородных инструментов. С голосами более-менее всё понятно. А с инструментами? Всё то же самое. Инструменты в эпоху Ренессанса развивались семействами: если это блокфлейты, то в консорте принимали участие инструменты от мала до велика – от контрабас флейты, стоявшей на полу, до сопранино, длиной с ладошку. Та же история и с виолами: от виолона, размером с контрабас, до виолы требл, размером со скрипку, но тем не менее, стоящей вертикально на коленях исполнителя.

Вы услышите звучание как «чистых» консортов (whole consort) , так и смешанных, так называемых broken consort .

В программе прозвучит музыка:
Хенрика Изака,
Чиприано де Роре,
Адриана Вилларта,
Жака Колебо - прозванного Жаке де Мантуя,
Пьера Сандрина,
Кристобаля де Моралеса,
Томаса Таллиса.


Исполнители:

Ансамбль «Quori Cantanti» в составе:
Дарья Сафрошкина (сопрано),
Екатерина Коломина (альт),
Артём Волков (тенор),
Руслан Яруллин (бас);

Консорт блокфлейт «La Spiritata» в составе:
Светлана Шевелёва, Ирина Оболонская, Евгений Федорков, Антонио Грамши;

Консорт виол в составе:
Сергей Полтавский, Татьяна Федякова, Рустик Позюмский.

В концерте принимают участие Юлия Лурье (виола) и Павел Андреев (блок флейта).

10 МАРТА (ВТОРНИК) | 19.00
Лекция В.В. Нарциссова

Русский север: вдоль реки Варзуга.
Вход 150 рублей.

12 МАРТА (ЧЕТВЕРГ) | 19.00
Презентация книги, посвященной отцу Алексею Мечёву

Книга Полин де ла Виллежегю «Вечное в повседневном», посвященная отцу Алексею Мечёву, являет собой свидетельство христианского единства.

Полин, француженка и католичка, происходит из семьи, во многих поколениях связанной с Россией. Один из её предков был послом Франции в Петербурге, а её мать - Жаклин де Пруайяр - дружила с Пастернаком и сыграла важную роль в судьбе романа «Доктор Живаго».

Полин пишет о московском старце с удивительной теплотой, пониманием и глубиной. Вопросы, важные для русских людей начала ХХ века, оказываются вполне актуальными для нас, и главный из этих вопросов - как быть христианином, оставаясь в миру?
Книгу представят:
Марина Валентиновна Михайлова, переводчик представляемой книги, филолог и философ, автор и ведущая радио "Град Петров";
Джованна Парравичини, научный сотрудник Фонда Христианская Россия.

Вход свободный.

13 МАРТА (ПЯТНИЦА) | 19.00
Innovators

14 МАРТА (СУББОТА) | 19.00
Вечер памяти 100-летия Великого Сибирского Ледяного похода.

Культурно-исторический проект «Забытая Россия» проводит встречу, посвящённую 100-летию Великого Сибирского Ледяного похода.

На вечере выступят:
Василий Жанович Цветков - доктор исторических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, профессор Российского государственного гуманитарного университета. Автор свыше 200 научных и учебно-методических трудов и ряда книг, в том числе о Колчаке и Гражданской войне в Сибири.

Олег Вячеславович Щербачёв - предводитель Российского Дворянского Собрания, старший преподаватель кафедры общей физики МИФИ, специалист по дворянской генеалогии.

Виктор Леонидов - историк-архивист, собиратель русских эмигрантских архивов, заведующий Архивом-библиотекой Российского фонда культуры, автор 6 книг и более чем 400 статей в энциклопедиях, газетах, журналах, также, в основном, посвящённых наследию русского зарубежья, музыкант, один и создателей московского дома-музея Марины Цветаевой, исполнит несколько песен собственного сочинения, которые звучали в эфире многих радиостанций.

Александр Аликаев - руководитель проекта «Белые воины» ( издательство серии книг), руководил перезахоронением Владимира Оскаровича Каппеля.

Денис Романов - ведущий мероприятия, автор и руководитель культурно-исторического проекта «Забытая Россия».

Вход свободный.

15 МАРТА (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 19.30
Вечер вокального класса Г. А. Дебинской

Галина Александровна Дебинская – выпускница Московской консерватории (класс профессора Н. Л. Дорлиак, 1964-1971). В 1972-1973 - солистка МГАКМТ им. Б. А. Покровского; в 1972-2008 - солистка ГАБТ России. Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
В концерте принимают участие:
Анна Холмовская (Солистка МГАДМТ им. Н.И.Сац)
Надежда Шестерень (Победительница Международного конкурса "Романсиада-2019")
Лауреаты международных конкурсов:
Алина Сардушкина
Анна Шереметьева
Валентина Синегубова
Дмитрий Образцов
Евгения Жуковская
Мария Стрелкова
Партия фортепиано – лауреаты международных конкурсов Станислав Лушников и Кирилл Прокопов.

В программе концерта арии, романсы, дуэты русских и зарубежных композиторов.

16 МАРТА (ПОНЕДЕЛЬНИК) | 19.00
Презентация второй части «Очерки по истории христианского искусства». Встреча с автором

Вторая часть Натальи Фёдоровны Боровской «Очерки по истории христианского искусства» продолжает начатый в первой части разговор о духовном и художественном содержании сакрального образа. Значительная доля материала касается содержания памятников храмового искусства, иконографических программ монументальных росписей и алтарных композиций.
Н.Ф. Боровская: «Мне бы хотелось, чтобы эта книга помогла читателю не только насладиться красотой шедевров, находящихся в храме, но и понять их смысл, получить радость от обретённых знаний и умения читать между строк».

Вторая часть книги искусствоведа и педагога Н. Ф. Боровской «Очерки по истории христианского искусства» включает в себя пять глав, посвящённых важным направлениям религиозного творчества: произведениям на ветхозаветные и апокрифические сюжеты, алтарным композициям и ансамблям монументальных росписей ряда всемирно известных храмов, а также искусству Реформации. Подробно рассматриваются вопросы символики, принципы создания цикла сюжетов, как единой системы и связи этой системы с богослужением, а также проблема интерпретации конкретных сюжетов в творчестве великих мастеров разных эпох. Продолжая беседу о духовном и художественном содержании сакрального образа, автор отвечает на вопросы, посвящённые важным сферам христианского искусства, помогая разобраться в них людям, далёким от научного искусствознания.

Наталья Фёдоровна представит свою книгу докладом: «Художественный апокриф - творческая вольность или духовная необходимость?»

Наталья Фёдоровна Боровская - кандидат искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории искусств. В 1985 г. окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по специальности «альт: артист оркестра. Камерный исполнитель, преподаватель». В 1993 году окончила Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «Историк искусства. Искусствовед». Преподаёт в ВУЗах с 1996 года.
2004 – лауреат конкурса «Учитель года Москвы - 2004» (победа в предметной номинации, выход в финал, грант правительства Москвы).
2006 – лауреат первой Национальной премии в области образования (грант президента РФ).
2011 – грант правительства Москвы.
2014 – победа на конкурсе «Урок в Кремле».
С 2015 г.- Заслуженный учитель РФ
Владеет английским, французским, немецким, итальянским и испанским языками.

Вход свободный.

КОНЦЕРТ ПЕРЕНОСИТСЯ НА 23 МАЯ!
Бах и Бах

Максим Новиков /альт/ и Анна Кучина /клавесин/ - в зале Культурного центра Покровские ворота!

Как и cонаты для скрипки и облигатного клавесина, три сонаты для виолы да гамба и клавесина (BWV 1027-1029), часто исполняемые на альте, представляют собой один из тех единых циклов, в каждом из которых Бах совершает детальное исследование технических и выразительных возможностей одного инструмента или группы инструментов. В отличие от традиционной барочной сонаты для солирующего инструмента и basso continuo, в которой струнный или духовой инструмент несут солирующую функцию, Бах впервые создает современную музыкальную структуру - сонату для облигатного и концертирующего клавесина, где правой руке клавесина доверена детально выписанная партия, являющаяся солирующим голосом наравне с мелодическим инструментом. В результате такого слияния получается нечто похожее на трио-сонату, где облигатная партия правой руки заменяет второй мелодический инструмент.
Сонаты для виола да гамба и клавесина, также как и сонаты для скрипки, имеют похожее строение и вид письма и представляют собой шедевры камерной музыки Баха. Они были написаны в Лейпциге в конце 1730 - начале 1740 гг., то есть после написания скрипичных сонат (Кётен между 1720 и 1723 гг) и считаются некоторыми критиками даже более совершенными, чем скрипичные (особенно BWV 1029 соль-минор).

Помимо трех сонат И.С.Баха программа концерта включает в себя замечательную сонату до-минор в «сентиментальном стиле» позднего 18 века, приписываемая В.Ф. Баху. Это произведение представляет собой один из наиболее удачных примеров камерной музыки, написанной для альта - инструмента с богатым полноценным звучанием и способным (возможно, даже больше, чем скрипка) передать тысячи звуковых нюансов.

Программа:

1 ОТДЕЛЕНИЕ
Johann Sebastian Bach (1685-1750):
Sonata I, in G Major , BWV 1027 :
Adagio
Allegro ma non tanto
Andante
Allegro moderato

Sоnata III, in G minor, BWV 1029:
Vivace
Adagio
Allegro

2 ОТДЕЛЕНИЕ

Sonata II, in D Major, BWV 1028:
Adagio
Allegro
Andante
Allegro

Wilhelm Friedemann Bach (1710-1784) (also attributed to Johann Gottlieb Graun, 1703-1771)
Sonata in C minor, for viola and harpsichord
Adagio e mesto
Allegro
Allegro scherzando

Исполнители:
Максим Новиков - альт
Анна Кучина - клавесин
Специальный гость - Екатерина Земскова - виолончель

20 МАРТА (ПЯТНИЦА) | 18.00
Камерные ассамблеи на Покровке

На очередном концерте цикла «Камерные ассамблеи на Покровке» слушателям предстоит увлекательное путешествие по музыкальной Европе 18, 19 и начала 20 веков.

В программе:
Бах Соната для скрипки и клавира до минор BWV 1017
Исполняют: Анастасия Кудашева (скрипка), Евгения Сербина (фортепиано).
Дебюсси Маленькая сюита для фортепиано в 4 руки
Исполняют: Мария Карпова, Александр Гуйван.
Брамс Соната для скрипки и фортепиано соль мажор ор.78
Исполняют: Алиса Кугачева (скрипка), Мария Прошина (фортепиано).
Вступительное слово и комментарии к концерту Татьяна Кухтина (доцент Российской академии музыки им. Гнесиных) .
Вход свободный (регистрация).

21 МАРТА (СУББОТА) | 17.00
СКАЗ О ЕГОРИИ ХРАБРОМ. Театр «Учёный медведь»

Кукольный спектакль по мотивам русских народных духовных стихов и сказаний о Георгии Победоносце.

Спектакль показывается внутри большого ящика, наподобие вертепа, по бокам которого стоят рассказчики. Они зажигают свечи, играют на музыкальных инструментах (гусли, бубен, колёсная лира, флейты)
Продолжительность - 1 час.
Для взрослых и детей от 5 лет
* * *
Егория в русских легендах почитают Пастырем диких зверей, считается, что волки и медведи послушны его воле. В народных песнях поётся, что Егорию Храброму послушны дикие волки, птицы и разные природные стихии, а также как он спас нашу (русскую) землю от нашествия огромной змеи, укротив её свирепый нрав. Сейчас мало кто знает, какие удивительные легенды о Святом Егории бытовали в наших деревнях. Еще менее известно, как звучали эти песни.
Режиссер и художник спектакля - Сима Пронькина.

23 МАРТА (ПОНЕДЕЛЬНИК) l 19.00
Спектакль «Синхронизация в Биркенвальде»

Сценическая версия пьесы Виктора Франкла
К 115-летию Виктора Франкла

Виктор Франкл, великий австрийский невролог, психиатр, философ, узник нацистских концлагерей написал свою единственную пьесу «Синхронизация в Биркенвальде» в 1946 году. Написал на одном дыхании, за 9 часов.

Московский институт психоанализа взял на себя смелость поставить и показать этот спектакль, где исполнителями ролей выступили «нетеатральные люди», а психологи-логотерапевты, студенты и педагоги курса логотерапии (смыслоориентированной терапии) Московского института психоанализа, основателем которой является Виктор Франкл.

Тема Холокоста, концлагерей, достоинства человека, его воли к смыслу и человечности - все это не просто слова и для современного человека, хотя бы потому, что у каждого есть свой собственный концлагерь.

Премьера состоялась в конце сентября 2016 года в Вене на международном конгрессе по логотерапии, в здании Венского университета, где зрителями были участники конгресса, русскоязычные жители Вены, представители посольства России, члены семьи Франкла.

Продолжительность спектакля: 1 час 30 минут без антракта.

Режиссёр-постановщик: Сергей Куцевалов
Костюмы: Анастасия Михненкова и Ольга Танькова
Музыкальное оформление: Сергей Куцевалов
Звукорежиссёр: Ольга Куцевалова

Действующие лица и исполнители:
Бенедикт (Барух) Спиноза - Наталья Навроцкая
Сократ - Елена Таврид
Иммануил Кант - Екатерина Буракова
Узники:
Франц - Анна Рассказова
Карл - Юлия Хрипкова
Фриц - Лада Киселёва
Эрнст - Мария Савельева
Пауль - Софья Жигайло
Мать - Марина Болотнова
Чёрный ангел - Маргарита Матвеева, Вера Карташова
Унтершарфюрер - Маргарита Матвеева, Вера Карташова

После спектакля - обсуждение со зрителями.
Вход свободный (по регистрации).

24 МАРТА (ВТОРНИК) l 19.00
Презентация книги Дильшат Харман «Чистилище святого Патрика: история одного средневекового паломничества».

В Средние века верили, что именно на озере Лох Дерг, расположенном на севере Ирландии, в графстве Донегол, находится вход в чистилище — место, где пребывают души, слишком грешные для рая, но слишком праведные для ада. По преданию, проход туда открыл первый и великий святой Ирландии Патрик, специально для убеждения маловерных, чтобы они могли зайти в чистилище и живыми выйти оттуда.

Сейчас входа больше нет, однако каждый год Лох Дерг посещает от 8 до 10 тысяч паломников — и это при том, что пребывание на нем включает в себя обязательный трёхдневный пост и 24-часовое бодрствование.

Кто и зачем совершал долгие и опасные паломничества и отваживался спуститься в загробный мир?
Чего ищут на острове пилигримы сегодня?
Как средневековые европейцы представляли себе устройство ада, чистилища и рая?
Верят ли в чистилище сегодня?
Как в легендах о Чистилище святого Патрика переплелись ирландские мифы с христианской верой?

На вечере автор расскажет о своей новой книге, а также прочтёт небольшой доклад, посвящённый ирландской паломнической традиции – вы узнаете о таких местах, как Кро Патрик (Гора святого Патрика), Нок, где явилась Дева Мария, монастырях Клонмакнойс и Глендалох, а также о паломническом пути святой Бригитты.

Дильшат Харман – кандидат искусствоведения, медиевист, старший научный сотрудник Центра визуальных исследований РГГУ, автор книги «Мы живём в древнем Новгороде», соавтор книги «Страдающее Средневековье».

Вход свободный.

26 и 27 МАРТА (ЧЕТВЕРГ и ПЯТНИЦА) | 19.30
SOLO. Юрий Мартынов (клавикорд)

Музыка композиторов эпохи барокко: Баха и Пёрселла будет исполняться на клавикорде - старинном предшественнике современного рояля.
Исполнитель - Юрий Мартынов - обладатель Гран-При конкурса Моцарта в Зальцбурге (кстати, до сих пор - единственный из россиян) Юрий Мартынов также - победитель международных конкурсов в Барселоне и Кальяри. Музыкант гастролирует в России, Франции, Германии, Италии, Испании, Финляндии, Японии и Греции.
Дискография артиста насчитывает 17 CD. Записи музыканта были удостоены самых престижных международных наград музыкальной критики: BBC Monthly choice, Choc de la Musique французского журнала Классика, 5 diapasons и Diapason d'or, 5 stars британского журнала Guardian и др. Запись Юрием Мартыновым Девятой симфонии Бетховена в транскрипции Листа вошла в Топ-10 лучших записей в номинации «классическая музыка» за 2016 год по версии журнала "The Guardian".
Концерты проводит Цикл «Музыка в особняках».
Заказ билетов на сайте www.muzos.ru,
справки по телефону: 8(903)50-80-222.

19 МАРТА (ЧЕТВЕРГ) l 19.00
Принять себя - принять Другого: о самооценке, осуждении и любви к себе

— Страх: «что про меня подумают» - зависимость от оценок других людей. Похвалили, одобрили – есть силы жить, заметил критику или недовольство в лице соседа – конец света. Болезненные переживания: «Как я выгляжу в глазах других?»
— Самооценка: низкая, высокая или… никакая? Чего же не хватает, чтобы уже успокоиться и не мучиться так сильно по поводу своей самооценки?
— Любовь к себе – грех? Надо любить других, а себя ненавидеть? Надо других одобрять, а себя ругать?
— Неуверенность в себе – я не смогу, я плохой, я не справлюсь; а вдруг они скажут про меня, что я… А вдруг я ошибусь, а вдруг не получится…
— Осуждение других – и непринятие себя. Можно ли любить ближнего и Бога, если не любишь себя?
— «Я хуже всех» – смирение или «православный невроз»?

Многих сегодня уже не удивишь словами о том, как важны принятие себя и любовь к себе. Действительно, ощущение собственной самоценности снимает большую часть психологических (и даже духовных) проблем. На лекции мы будем говорить о том, как связано отношение к себе с тем, как мы относимся к другим людям и к Богу, а также о том, КАК же на практике сделать первые шаги к здоровой любви к себе.

Марина Филоник (Москва) – психолог, сертифицированный психотерапевт, член-соучредитель Ассоциации Понимающей психотерапии. Руководитель образовательного проекта «Психология для Церкви». Автор порядка 70 научных и научно-популярных публикаций, в том числе по христианской психологии.
Вход свободный.