На вечере, посвященном открытию
Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, его сотрудники, авторы известных книг по средневековому искусству, Апокалипсису и демонологии -
Дмитрий Антонов,
Валерия Косякова,
Михаил Майзульс и
Дильшат Харман (соавторы "Страдающего Средневековья") - порассуждают о том, как искусство вписано в социальные контексты, как вокруг изображений рождаются легенды, как образы участвуют в "экономике спасения", а визуальные знаки маркируют социальные группы.
Лекция первая. Бес в образе старика: «детективное» расследование в области русской иконографии. Дмитрий Антонов рассказал, как родилась легенда о бесе на иконах Рождества Христова, и почему она активно распространяется в разных социальных кругах.
Русскую иконография, несмотря на труды многих историков искусства, полна загадок и неверных, порой курьезных интерпретаций. В пространстве икон и фресок скрываются фигуры и персонажи, которые мало понятны самим иконописцам и которые обрастают легендами в научной и в популярной литературе. Мы разберем хорошо известный сюжет Рождества Христова, чтобы понять, как возникла, как строилась и усложнялась мифологическая биография одного из ее персонажей, и какие новые фигуры появляются благодаря этому в иконописи последних лет.