АФИША ОКТЯБРЬ 2019

ПОДРОБНЕЕ О СОБЫТИЯХ

3 ОКТЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.00
ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО: ОПЫТ СОВМЕЩЕНИЯ

Наши соседи и партнёры - Свято-Филаретовский институт - продолжает встречи клуба «В поисках смысла».
Лектор – Александр Михайлович Копировский, искусствовед, кандидат пед. наук, профессор Свято-Филаретовского института

Знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» - «эталон соцреализма» и один из самых ярких символов советской эпохи - была создана в зловещие 1936-37 годы. Однако она вызвала восторг - и не только в Советской России, но и во Франции! Скульптура кажется целостной и вдохновенной. Значит, гений и злодейство совместимы?
На встрече с Александром Михайловичем Копировским будем искать ответ на этот вопрос, пытаясь разобраться в проблемах искусства «эпохи развитого тоталитаризма».

Билеты можно приобрести: в книжном магазине СФИ ул. Покровка, 29;
предварительно забронировать по тел. +7 (926) 529-39-26.
Стоимость билета 350 руб.

6 ОКТЯБРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 16.00
ДОЧЬ НЕБА. Театр «УЧЁНЫЙ МЕДВЕДЬ»

"….ещё одна версия сотворения мира…."
Дочь Неба — первый и пока единственный спектакль театра «УЧЁНЫЙ МЕДВЕДЬ», поставленный не по народной, а авторской сказке.

Это история о том, как прекрасна наша Земля,
а также о любви ко всем живым существам,
что обитают на ней, будь то птица, рыба, зверь, или даже маленькая букашка.
А также в этой сказке есть очень важная тема поисков себя и своей судьбы.

Сценарист и автор сказки — Андрей Пронькин.
Постановка и художественные решения — Сима Пронькина, Андрей Пронькин.

Продолжительность — 1 час
Практически для любого возраста:
детям от 4-5, а также для школьникам и родителям.

Вся музыка живая.
Более 15-ти разнообразных музыкальных инструментов.


_________________________________________________________

ТЕАТР «УЧЁНЫЙ МЕДВЕДЬ» — прекрасный самобытный камерный кукольно-теневой театр, существующий с 2002 года. Занимается постановкой кукольных спектаклей, театром теней,
инструментальным и песенным фольклором разных народов мира, в особенности русским фольклором.
В спектаклях звучит только живая музыка, не используются фонограммы и все делается собственными руками: пишутся сценарии, делаются куклы, декорации и даже создаются некоторые музыкальные инструменты (гусли, жалейка, колесная лира…)

6 ОКТЯБРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 19.00
Творческая Одиссея:
И.С.Бах и сыновья. Авангард XVIII века

Ни для кого не секрет, что «мир тесен», а музыкальный мир – ещё теснее. Участники данного проекта, замечательные музыканты – артисты Российских и зарубежных оркестров, а также солисты, живущие в Европе.
Встретившись на очередных совместных гастролях, друзья решили, что обычного общения им уже мало. Нужна музыка! Но не просто музыка, а «камерная»!
Идея данного проекта заключается не только в долгожданных встречах друзей-путешественников, но и в возрождении и поддержании традиций «камерного» или «домашнего музицирования» в России.

Дебютный концерт проекта стартовал 22 декабря 2018 года в музее С. С. Прокофьева с серьезной "академической" программой, в которой прозвучали фортепианный квартет Моцарта соль минор и фортепианный квинтет Брамса фа минор.

В течение этого года мы с большой радостью и успехом провели достаточное количество камерных концертов на разных площадках Москвы, а с осени 2019 года получили абонементы на концерты в нескольких залах Москвы и приглашения выступить за пределами столицы.

В программе камерные сочинения И. С. Баха, В. Ф. Баха, К. Ф. Э. Баха

Участники музыкального проекта «Творческая Одиссея»
Александр Маломожнов, скрипка
Артем Литвинов, скрипка
Василий Кухаренко, альт
Максим Тарноруцкий, виолончель
Евгения Юшина, флейта
Михаил Чакрыгин ,гобой
Дарья Борковская, клавесин, солистка ансамбля «Musica Tempora»

7 ОКТЯБРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) I 19.30
Презентация книги известного историка, публициста и общественного деятеля Андрея Борисовича Зубова «Россия. 1917. Катастрофа». Встреча с автором

Революция 1917 года - поворотный момент в истории России и всего мира, событие, к которому нельзя оставаться равнодушным. Любая позиция относительно 1917 года неизбежно будет одновременно гражданским и политическим высказыванием, в котором наибольший вес имеет не столько беспристрастность и «объективность», сколько сила аргументации и знание исторического материала.
В настоящей книге представлены лекции выдающегося историка и общественного деятеля Андрея Борисовича Зубова, впервые прочитанные в лектории «Новой газеты» в канун столетия Русской революции. Андрей Борисович в увлекательном повествовании обрисовывает полную драматических событий обстановку, предшествующую революции, проводит читателя через ее эпицентр и подводит итоги, актуальные и для сегодняшнего дня.

При активном соучастии общественной организации «Белая столица».
Книгу можно будет приобрести в нашем книжном магазине и подписать у автора.
Вход свободный.

8 ОКТЯБРЯ (ВТОРНИК) | 19.00
Презентация книги
о. Георгия Завершинского «ЛЕТО ПОТУХШЕГО ВУЛКАНА».
Встреча с автором

Пятеро-друзей ученых – ирландака, канадец, американец, шотландец и русский – собрались в Тенерифе, чтобы обсудить тревожащее их будущее фундаментальной науки. На первый взгляд в компании царит идиллия. Но… ирландку Маргарет, писательницу, находят на пляже мертвой. Способен ли на убийство писатель Роман Доброхотов? Мог ли убить миссис Райли профессор математики, поэт Грант? Или милейший биофизик Стюарт? Кто из этих интеллигентнейших людей оказался жестоким убийцей? Что могло толкнуть на преступление кого-то из этой рафинированной компании?

В новой повести протоиерея Георгия Завершинского детективная линия плотно переплетается с линией рефлексией героев на тему собственной нравственности. Смерть Маргарет, как лазерная указка, высвечивает фарисейство, лицемерие, скрытые душевные пороки таких, казалось бы, приличных, милейших, порядочных людей.

В издание также вошли новый рассказы автора, поднимающие все те же вопросы – а так ли мы хороши, как думаем о себе? Первая же выбивающая из привычной колеи ситуация обнажает все душевные червоточины, заставляет осознать, как зыбко наше духовное совершенство.

Вход свободный.

10 ОКТЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.30
Songs for lady Green

В начале 17-го века поэт Сэмюэл Даниел и его брат Джон Дэниел написали тетрадь песен для некой дамы — Леди Грин. По посвящению и некоторым, довольно скупым ремаркам, мы можем догадываться об отношениях, которые связывали действующих лиц этой истории. Шли годы, и их отношения, их творчество, всё, что происходило вокруг них, стало частью большой истории.

В последовательность песен будут вкраплены вокальные консорты Томаса Морли, знаменитого органиста, теоретика, нотоиздателя, как говорят, друга Шекспира. Как крики уличной суматохи и пение птиц, они будут разбавлять созерцательную сосредоточенность звуков дома Анны Грин.

Музыка прозвучит в исполнении участников ансамбля Quori Cantanti:
Дарьи Сафрошкиной (сопрано),
Екатерины Коломиной (альт),
Артемия Волкова (тенор),
Руслана Яруллина (баритон)
и Аси Гречищевой (лютня),
а поэтические переводы текстов песен прочитает их автор – поэт и переводчик
Вадим Кракович.
Вадим Кракович – доцент кафедры иностранных языков РГГУ, автор нескольких поэтических сборников (в том числе Ликуэра, Атлантический цикл и др), автор переводов трактатов эпохи Барокко с английского и французского, автор ряда учебников по английскому языку. Автор поэтического перевода текстов книги Сэмьюэла Дэниела «Песни для леди Грин».

Ансамбль «QUORI CANTANTI» был создан до известной степени случайно. Устроители выставки живописной миниатюры эпохи Ренессанса пожелали дополнить впечатление посетителей звуковой палитрой времени, для чего пригласили солистов различных московских ансамблей, исполняющих музыку различных эпох и стилей. Собравшись вместе те, в свою очередь, настолько погрузились в великолепный музыкальный материал, что решили продолжить совместное творчество, черпая информацию и вдохновение из неиссякаемого источника европейской музыки Возрождения и раннего Барокко.

11 ОКТЯБРЯ (ПЯТНИЦА) | 19.00
ИСТОРИИ. Французские миниатюры для голоса, флейты и фортепиано

В программе музыка К. Дебюсси, Р. Ана, А. Онеггера, Э. Сати, А. Русселя, Ж. Ибера, Г. Форе.

Название программе дал цикл пьес Ж. Ибера «Истории», который прозвучит в концерте наряду с программными пьесами А. Русселя, А. Онеггера, К. Дебюсси и остроумными песнями Э. Сати. Череда удивительных и изящных картин призывает пристально всмотреться в мельчайшие краски и эмоции, из которых и соткана вся наша жизнь. Музыкальный язык композиторов-импрессионистов ясен и чист, наполнен юмором и, порой, сарказмом. В нем нет места пафосу, эпике или драме, как и в лирических сочинениях их современников – романтиков Р. Ана и Г. Форе. Знакомство с французской музыкой «прекрасной эпохи» напоминает чтение детской сказки или размеренную прогулку по парижскому бульвару. Шаг за шагом открывается нечто новое, немного волшебное и безмерно прекрасное.

Исполнители:
Анна Хазанова (меццо-сопрано)
Екатерина Дрязжина (флейта)
Татьяна Абрамова (фортепиано)

12 ОКТЯБРЯ (СУББОТА) | 19.00
ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР ЛАДЫ НЕГРУЛЬ
ПЕПЕЛ СТРАНЫ

В программе вечера :
- новая гражданская лирика
- авторские песни на музыку композиторов Михаила Рычкова, Тимура Почанова и Ирины Кары
- песни Александра Галича в исполнении Лады Негруль
Вход 500 рублей

13 ОКТЯБРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 19.00
Образы Средневековья: четыре лекции Центра Визуальных исследований Средневековья
и Нового времени РГГУ

На вечере, посвященном открытию Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, его сотрудники, авторы известных книг по средневековому искусству, Апокалипсису и демонологии - Дмитрий Антонов, Валерия Косякова, Михаил Майзульс и Дильшат Харман (соавторы "Страдающего Средневековья") - порассуждают о том, как искусство вписано в социальные контексты, как вокруг изображений рождаются легенды, как образы участвуют в "экономике спасения", а визуальные знаки маркируют социальные группы.

Дмитрий Антонов
расскажет, как родилась легенда о бесе на иконах Рождества Христова и почему она активно распространяется в разных социальных кругах;
Михаил Майзульс объяснит, почему монголов наделяли «еврейскими шапками» и как в средневековой иконографии функционировали знаки этничности;
Дильшат Харман покажет, как предмет искусства мог стать средством для спасения души верующего,
а Валерия Косякова поговорит о необычайных приключения Иеронима Босха в России, а точнее, - о секрете его притягательности для Владимира Набокова, Алексея Николаевича Толстого и других русских интеллигентов.

Дмитрий Антонов
Бес в образе старика: «детективное» расследование в области русской иконографии

Русскую иконография, несмотря на труды многих историков искусства, полна загадок и неверных, порой курьезных интерпретаций. В пространстве икон и фресок скрываются фигуры и персонажи, которые мало понятны самим иконописцам и которые обрастают легендами в научной и в популярной литературе. Мы разберем хорошо известный сюжет Рождества Христова, чтобы понять, как возникла, как строилась и усложнялась мифологическая биография одного из ее персонажей, и какие новые фигуры появляются благодаря этому в иконописи последних лет.

Михаил Майзульс
Степняки и Израиль: почему монголов изображали в «еврейских» шапках?

На алтаре св. Ядвиги Силезской, написанном в XV в., монголы, вторгшиеся на католический Запад за два столетия до того, идут в бой под знаменами, на которых изображены т.н. «юденхуты» - «еврейские шапки». Этот остроконечный головной убор на протяжение нескольких столетий в католической иконографии служил главным опознавательным знаком иудеев. В нем изображали и ветхозаветных праотцев, и новозаветных книжников, и средневековых ростовщиков. Мы поговорим о том, как монголы, в картине мира христианских клириков и хронистов, были связаны с народом Израиля, и как вообще в средневековой иконографии применялись знаки этничности.

Дильшат Харман
Регенсбургский Алтарь Бедных Душ (ок. 1480 г.): как искусство спасает грешников.

В конце XV века член городского совета Регенсбурга Зигмунд Гранер и его жена Элизабет Энгльмайр заказали алтарь с изображением Страшного суда, хорошей и плохой молитвы и дел, которые живые могут совершать, чтобы спасти души, находящиеся в чистилище. Сами они, со своими святыми покровителями и родственниками, тоже изображены на алтаре. Это произведение одновременно является своего рода «инструкцией» по спасению грешников и предметом, который приносит спасение - ведь супруги пожертвовали алтарь в церковь, и каждый, кто молился перед ним, вспоминал его заказчиков. Мы обсудим, какую роль играли произведения искусства в позднесредневековой «экономике спасения», и как в иконографии отразилась практика жертвовать деньги и добрые дела во спасение знакомых и незнакомых душ в чистилище.

Валерия Косякова
Иероним Босх в России

Начиная с XVIII века коллекционеры Российской Империи охотились за редкими произведениями искусства: картины разных эпох и столетий украшали дворянские гнёзда, галереи, кабинеты. Могли ли экзотические, затейливые и в чём-то даже шокирующие работы Иеронима Босха очутиться в собраниях живописи дореволюционных антикваров и ценителей искусства? В этом выступлении я расскажу, какие неожиданные параллели можно обнаружить между эстетической вселенной Иеронима Босха и русской культурой, почему сегодня, придя в дом-музей Алексея Николаевича Толстого, вам «покажут» Босха, а Владимир Владимирович Набоков, помимо прочего известный лепидоптеролог, произвёл тщательный анализ центральной панели триптиха «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.

Вход свободный.

14 ОКТЯБРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) | 19.00
Портреты души.
Памяти Г. М. Назлояна, легендарного врача, посвятившего свою жизнь исцелению больных психическими расстройствами.

Гагик Микаелович Назлоян - человек, создавший метод клинической портретной психотерапии, и ежедневно совершавший невозможное. За свою жизнь он вылечил от психических расстройств сотни пациентов. Метод, позднее получивший название маскотерапия, применяется сегодня в терапии душевнобольных пациентов, и психически здоровых людей, его дело продолжают его ученики.

Г. М. Назлоян был врачом-психиатром, ученым, скульптором, почетным доктором педагогики университета Лозанны (Швейцария). Заведовал психиатрическими отделениями в Московской области, Москве и Ереване, Премонтре (Франция), а в 1990 году создал центр альтернативной помощи душевнобольным – Московский институт Маскотерапии, который работал вне системы ортодоксальной психиатрии.

Г. М. был неординарным человеком. Людям до сих пор непросто связать между собой идеи портрета и душевного здоровья, несмотря на то, что внешность и лица людей сегодня – в центре усиленного внимания. Он сделал это, и «попал в десятку». Он дал свой ответ на вопрос – что лечить при психическом расстройстве. И этот ответ - одиночество, патологическое отчуждение больного человека, которое наблюдается при любых расстройствах психики. В менее острой форме феномен одиночества распространён в современной культуре, поэтому идеи маскотерапии применимы в работе и со здоровыми людьми.

Долгое время в зале, где происходила основная работа, стояла деревянная панель, на которой однажды, Г. М. вместе с одним из своих пациентов, написали пластилином – ты меня любишь, лепишь, творишь, малюешь. Когда Гагика Микаеловича спрашивали, верит ли он в Бога, ходит ли он в церковь, он отвечал: «Моя работа и есть молитва». И это самые короткие и точные описания процесса терапии и его жизни.

Об уникальном опыте расскажет Светлана Кюн, врач, психолог, практикующий психотерапевт и член ОППЛ, преподаватель метода маскотерапии, ученица Гагика Микаеловича Назлояна. Светлана - руководитель центра психотерапии и самопознания «Мое лицо», Школы маскотерапии Г. М. Назлояна.

Свой рассказ Светлана проиллюстрирует фрагментами из фильма о работе Гагика Микаеловича, историями некоторых пациентов и фотографиями.

Организация лекции стала возможна при поддержке Социального центра Святителя Тихона при Донском монастыре.

Вход свободный.

15 ОКТЯБРЯ (ВТОРНИК) l 19.00
РОССИЯ В ИЗГНАНИИ: К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО ИСХОДА

В клубе «В поисках смысла» состоится очередная встреча с петербургским историком, доцентом Свято-Филаретовского православно-христианского института Кириллом Михайловичем Александровым. В рамках регулярного цикла бесед о наиболее актуальных и дискуссионных проблемах отечественной истории первой половины ХХ века мы поговорим о феномене и значении Зарубежной России, как общества в изгнании, об основных этапах и наиболее драматических событиях истории русской эмиграции, её выдающихся деятелях, достижениях и продолжении борьбы с большевистской властью.

Лектор – Кирилл Михайлович Александров, российский историк, журналист, педагог и публицист. Кандидат исторических наук, автор более 250 публикаций по истории России XIX-XX веков, в том числе ряда книг.

Билеты можно приобрести: в книжном магазине СФИ: ул. Покровка, 29; предварительно забронировать по тел. +7 (926) 529-39-26. Стоимость билета 350 руб.

16 ОКТЯБРЯ (СРЕДА) | 19.00
«РАДИКАЛЬНЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ»
И.Г. ГАМАН КАК ОППОНЕНТ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

«МИР БЕЗ БОГА ОЗНАЧАЕТ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ГОЛОВЫ - БЕЗ СЕРДЦА, БЕЗ ВНУТРЕННОСТЕЙ - БЕЗ ПОЛА»

Представляем вашему вниманию вторую лекцию из цикла лекций А.В. Лызлова, посвящённых И. Г. Гаману (1730-1788), немецкому мыслителю, которого великий Гёте назвал «самой светлой головой своего времени».

На лекции мы будем говорить о том, как Гаман оспаривает представление просветителей XVIII века о разуме как «всеобщей» способности, призванной быть судьёй над всеми вещами «частного» порядка, и раскрывает значение индивидуально-единичного и исторически-«случайного», делая философскую мысль открытой для осмысления человека в фактичности и конкретности его существования.
Мы увидим Гамана как мыслителя, который в разговоре со своими современниками, прокладывает в философии новые пути, ведущие в будущее - к экзистенциальной мысли С. Кьеркегора, проблематике историчности жизни у В. Дильтея и философии языка М. Хайдеггера.
И конечно, для нас будет важна гамановская философия пола, сохраняющая актуальность даже после всего того, что дали для осмысления пола философия и психология ХХ века.

Лектор - Алексей Васильевич Лызлов, кандидат психологических наук, доцент кафедры современных проблем философии философского факультета РГГУ.
Вход свободный.

17 ОКТЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.00
Лекция о раннехристианском искусстве

Известный искусствовед Вадим Валентинович Нарциссов прочтёт лекцию о раннехристианском искусстве на Синае. Лекция сопровождается показом собственных уникальных слайдов.
Вход 200 рублей.

19 ОКТЯБРЯ (СУББОТА) | 20.00
День рождения ВИОЛОНЧЕЛИ

В программе:

Л. В. Бетховен Дуэт для альта и виолончели ми бемоль мажор
Л. В. Бетховен Соната для виолончели и фортепиано №2 соль минор
Л. В. Бетховен Трио для скрипки, виолончели и фортепиано №7 оп. 97 си бемоль мажор

Исполняют:

Владимир Спектор – скрипка

Татьяна Марьянова – альт

Диакон Дмитрий Коростылёв – фортепиано

Сергей Ананич – виолончель

20 ОКТЯБРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) | 18.00
Шаг на сцену

Кирилл Лашевич
Владислав Одинцов
Алексей Левин

В программе произведения для фагота:
Глинка, Фарнсе, Костлан, Девьен, Тансман, Моцарт.

Партия фортепиано - Ольга Бер.

Вход свободный.

21 ОКТЯБРЯ (ПОНЕДЕЛЬНИК) | 3 НОЯБРЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ)
Выставка художника Михаила Шанькова «Отражение»

Михаил Юрьевич Шаньков (род. 29 июля 1962, Самара) – московский художник-живописец, литератор, педагог, член-корреспондент Российской академии художеств, член профессионально-творческого союза художников и графиков России, профессор кафедры композиции Российской академии живописи, ваяния и зодчества, заведующий кафедрой композиции в Московском академическом художественном училище. Автор учебных пособий, статей, автобиографических книг «Да будет воля Твоя» (2001), «Записки художника» (2002), а также авторских телепрограмм на Первом образовательном канале. Работы художника выставлялись в ЦВЗ Москвы и Санкт Петербурга, московском ЦДХ, галереях и музеях Коломны, Самары, Бостона и Парижа.

На выставке выставлено 39 этюдов, написанных в излюбленных художником местах России, Франции, США. Главное место экспозиции занимает картина «Отражение», в которой М.Ю. Шаньков выразил образ прошлого, настоящего и будущего Родины.

Сайт художника: www.mshankov.ru

Режим работы выставки:
22 октября до 19.00, 21.00 - 23.00
24 октября 18.00-19.00; 21.00-23.00
25 октября 11.00-18.30
26 октября 11.00-23.00
27 октября 17.00-19.00; 21.00-22.00
28 октября 11.00-17.00; 21.00-23.00
29 октября 11.00-19.00; 21.00-23.00
30 октября 11.00-18.00
2 ноября 16.00-23.00
3 ноября 14.00-18.00
Жизнь не стоит на месте - всё течёт, всё изменяется. Не сочтите за труд: наберите к нам - 84952235810 - перед посещением и сверьте расписание, пожалуйста.
По вопросам приобретения книг и работ художника, а также заказу портретов, можете обратиться к администрации Культурного центра.

22 ОКТЯБРЯ (ВТОРНИК) | 19.30
Правда и мифы о Мамантовском рейде

20 июня 1919 года главнокомандующий Вооруженными силами Юга России генерал А.И. Деникин издал так называемую «Московскую директиву», указав конечную цель операций своих войск. Реализация этой директивы привела к ожесточённым сражениям на Южном фронте, одним из ключевых эпизодов которого стал рейд 4-го Донского конного корпуса под командованием генерала К.К. Мамантова по советским тылам. Это был период наивысших успехов белых армий, а власть большевиков казалось висящей на волоске. Результаты Мамантовского рейда оказались впечатляющими, однако достижения донских казаков не привели к военному поражению Красной Армии и падению большевизма. Исход октябрьских боев оказался не в пользу белых и стал началом крушения антибольшевистских сил.

Был ли Мамантовский рейд упущенным шансом одержать победу, или его реальные результаты были вполне закономерны в конкретных исторических условиях? Ответу на этот вопрос посвящена лекция военного историка Сергея Игоревича Дробязко (Окончил РГГУ (1994), кандидат исторических наук (1997). В настоящее время – старший научный сотрудник Центрального музея Вооруженных сил РФ. Автор нескольких десятков научных и научно-популярных работ по истории Гражданской и Второй мировой войн, русской военной эмиграции и коллаборационизма).

Вход свободный.

24 ОКТЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.00
Вечера памяти Фёдора Василюка. Вечер второй.
Метод Фёдора Василюка: психотерапия как поэзия

Что такое психотерапия? Нам бывает трудно ответить без упрощения. На месте психотерапевта мы часто представляем врача, а клиенту приписываем болезнь. Или считаем психолога экспертом по «здоровым отношениям». Ожидаем, что он распространит свое знание на нашу жизнь. Научит, как вырваться из «ловушек созависимости», неуверенности в себе, других психологических и коммуникативных пут.

Правы ли мы? Да, психотерапевт несет на себе отпечаток множества культурных проекций. В каждую эпоху они – свои. Но есть в психотерапевтической работе и своеобразие. Свежий ветер в кабинете психолога, открывающий в нас новое дыхание. На психотерапии мы удивляем сами себя.

Фёдор Василюк – замечательный отечественный психолог, которому посвящен цикл вечеров – создал метод понимающей психотерапии. Мысль Василюка стремится к «понимающему усложнению». Чтобы понять, что представляет собой психотерапия, он предлагает взглянуть на нее в контексте культуры. Василюк показывает, что психотерапия многое берет от таких традиционных практик, как религия, философия, поэзия. В то же время сопоставление позволяет увидеть ее уникальный лик.

В понимающей психотерапии пересеклись разные контексты. Гуманистическое уважение к личности и советская теория деятельности. Опора на культурные средства по Л. С. Выготскому и на христианскую антропологию. Глубина молчания и отточенная речевая техника построения терапевтических фраз. Что же в центре этого метода? Творческое переживание страдания. Работа личности, осуществляемая при помощи слов. В этом психотерапевтическая антропология становится очень близка антропологии поэтической.

Как психотерапия вписана в культуру? О какой поэзии идет речь в контексте психотерапии? Что за творчество реализовывал в своей жизни сам Фёдор Ефимович?
Поговорим об этом на встрече 24 октября.

Ведущая встречи: Гросицкая Мария Константиновна, психотерапевт, преподаватель и супервизор в подходе «Понимающая психотерапия».

Гость встречи: Филипповская Ольга Владимировна, психолог, психотерапевт, супруга Фёдора Ефимовича Василюка.

Цикл вечеров организован Культурным центром «Покровские ворота» совместно с Ассоциацией понимающей психотерапии.
Даты и темы остальных вечеров цикла, посвящённого Ф. Е. Василюку:
19 декабря «Кейс-студия понимающей психотерапии. Полифоническая супервизия»
20 февраля «Наука и искусство сопереживания»
23 апреля «Презентация книги Ф. Е. Василюка «Переживание и молитва»»

Фильм о понимающей психотерапии и Ф. Е. Василюке: https://youtu.be/RRFPDw-wzTE

* для тех, кому проблематично покупать билеты через интернет - это не проблема! Приобрести билеты можно будет в кассе книжного магазина непосредственно перед встречей.

25 ОКТЯБРЯ (ПЯТНИЦА) | 19.30
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА

Наверное, нет человека, который бы не любил музыку!
Но как удержать звуки музыки? Как сохранить навсегда когда-то услышанную и полюбившуюся мелодию?
Ответы на эти вопросы с давних времен искали многие исследователи и изобретатели.
Задолго до появления пластинок существовали разные способы записи и воспроизведения звуков.
Мода на различные предметы с музыкой появилась в Европе в XVIII столетии. Так появились различные механизмы с записанной на них музыкой: музыкальные автоматы, часы с музыкой, музыкальные шкатулки и табакерки, шарманки.
Они часто изящно дополняли интерьер или сопровождали своего владельца в пути.
А мелодии, маленькие пьесы для таких механизмов писали многие известные композиторы XVIII века. Среди них К.Ф.Э Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт.
Традицию написания произведений, имитирующих звучание музыкальных шкатулок, подхватили также композиторы последующих XIX-XX веков.
В концерте прозвучат пьесы для музыкальных автоматов, написанные композиторами позднего барокко и XX века в исполнении солистки ансамбля MUSICA TEMPORA Дарьи Борковской на клавесине.

29 ОКТЯБРЯ (ВТОРНИК) | 19.00
Композиция в живописи: фигура, группа, силуэт

Художник Михаил Шаньков в окружении своих работ расскажет, покажет на примере великих мастеров то, каким образом можно читать живопись, разглядеть скрытые в ней смыслы и символы, приоткроет тайны искусства сочинительства в красках.

Михаил Юрьевич Шаньков (род. 29 июля 1962, Самара) – московский художник-живописец, литератор, педагог, член-корреспондент Российской академии художеств, член профессионально-творческого союза художников и графиков России, профессор кафедры композиции Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, заведующий кафедрой композиции в Московском академическом художественном училище. Автор учебных пособий, статей, автобиографических книг "Да будет воля Твоя"(2001), "Записки художника"(2002), а также авторских телепрограмм на Первом образоват. канале. Работы художника выставлялись в ЦВЗ Москвы и Санкт-Петербурга, московском ЦДХ, галереях и музеях Коломны, Самары, Тольятти, Серпухова, Пекина, Бостона и Парижа.

Вход свободный.

31 ОКТЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 14.00 - 19.00
Католическая церковь и коммунистические режимы в Восточной Европе: опыт написания истории

Круглый стол посвящён изданию серии «Католическая церковь при коммунизме» под редакцией профессора Грегорианского Университета Яна Микрута. Организатором мероприятия выступает Центр истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН.

Авторы издания планируют рассказать, как Католическая церковь пишет свою историю, какие дискурсы и нарративы используются при написании истории ХХ столетия.

В рамках круглого стола планируется обсуждение следующих проблем:

- Католическая религиозность в условиях коммунизма: проблемы и методы исследования. Мирянские религиозные практики и образ Ватикана у верующих в Восточной Европе

- «Рука Москвы»? Роль и место советских органов в истории отношений Ватикана и руководства стран Восточной Европы: историографические клише и источниковая база.

- Ватикан и его место в антикоммунистическом движении. Католицизм и антикоммунизм в религиозной среде. Место «Восточной политики» Ватикана в этом конструкте.

В круглом столе планируют принять участие редакторы и авторы исследований, специалисты по истории Католической церкви при коммунизме, видные деятели Католической и Православной церквей.

Организаторы круглого стола приглашают специалистов в области церковной истории ХХ столетия принять участие в обсуждении заявленных тем.

Вход свободный.

31 ОКТЯБРЯ (ЧЕТВЕРГ) | 19.30
Лекция о раннехристианском искусстве

Известный искусствовед Вадим Валентинович Нарциссов прочтёт лекцию о раннехристианском искусстве: Равенна. Лекция сопровождается показом собственных уникальных слайдов.
Вход 150 рублей